На Ямале для 1482-километрового экспоната ищут музей | «Красный Север»
0°C

Новости

На Ямале для 1482-километрового экспоната ищут музей

Порядком подзабытая 501-я сталинская железнодорожная стройка может стать одним из туристических кластеров Ямала – общественники предлагают посвятить ей музей, но пока не могут прийти к единому мнению, каким ему быть. 


Вообще эта идея не нова и уже не раз обсуждалась; в этот раз к ней вернулся исследователь салехардской старины Геннадий Сысолятин. Он же и подсчитал: из 500 зданий, относившихся к объектам «мертвой стройки» в окружной столице, до наших дней сохранилось не более полусотни. Не так уж и мало. Правда, практически все они в плачевном состоянии. Знать, не за горами тот день, когда все они уступят место новым стройплощадкам.  

Обойдемся без ностальгии

Старожилы об этих бараках не жалеют, в конце концов, история не в одних только бревнах. Вот и бывший дом Геннадия Сысолятина уже снесли, на его месте сейчас стоит кирпичная трехэтажка. Из окон доносится смех, ничто не напоминает о мрачном сталинском наследии.  

– Пока мой барак стоял, я водил туда экскурсии. Показывал, где было мое окно – крайнее слева…. А вот зайти – так ни разу и не решился. Слишком много неприятного связано с прошлым этой постройки, – рассказывает он. 

Всех, кто в теме, беспокоит, что на смену исчезающему неформальному музею под открытым небом, где каждый барак – полноценный экспонат 501-й «сталинки», никак не придет музей классический, со стеллажами, стендами и фондами. Судите сами: событие историческое есть. Десятки тысяч сопричастных – потомков заключенных и вольнонаемных строителей железной дороги – тоже есть. Фотографии, архивы, книги-воспоминания – в наличии. А вот даже самого небольшого помещения, где все эти документы и артефакты можно было бы систематизировать и демонстрировать, нет. 

– Кто после нас, старожилов, расскажет новым поколениям ямальцев о том, как жил регион в XX веке? – сокрушается собеседник. – Кто покажет первый километр мертворожденной дороги, кто расскажет о спецпереселенцах, рывших на обском берегу землянки, кто объяснит, каково это, жить впроголодь и стабильно перевыполнять план тяжких работ? Нынче много говорят об исторической памяти поколений, о том, как важно ее сохранить. Так вот же она – не малая часть коренных салехардцев – это потомки тех, кто строил, проектировал, отбывал или охранял 501-ю стройку. Разве можно об этом забыть? 

Нужна постоянная экспозиция

Впервые о музее «сталинки» заговорили в начале 90-х. Тогда, при подготовке к празднованию 400-летия Салехарда было создано краеведческое общество «Обдория». Оно и инициировало эту идею. Концепция и проекты музея предлагались на суд власти и общества вплоть до начала нулевых… 

– В старом салехардском музее уже после крушения СССР выделили зал под экспонаты, посвященные строительству железной дороги Чум – Салехард – Игарка, – вспоминает депутат Заксобрания ЯНАО Валерий Степанченко, организатор строительства мемориала «Паровоз» и установки памятных крестов в местах захоронений строителей «сталинки». – Это была пусть небольшая, но постоянная экспозиция. В музей водили экскурсии школьников, так что практически каждый из них знал о прошлом своего края. Сейчас той экспозиции уже нет, зато тех, кто ничего не знает о событиях 70-летней давности, хоть отбавляй.

Валерий Иванович тоже сторонник музея 501-й стройки. А начинать, по его словам, нужно с малого. 

– Пусть для начала в окружном музейно-выставочном комплексе появится постоянная экспозиция – уже будет большой прогресс. Думаю, такому историческому материалу нужен массовый зритель. Временных экспозиций, которые открываются по юбилейным датам, явно недостаточно. На моей памяти предлагалось много вариантов расположения будущего музея, вплоть до здания ионосферной станции на втором отделении города. Именно там сохранилось железнодорожное полотно сталинских времен. Но пока все, что мы имеем, это памятник-паровоз сталинской эпохи «Эм 711-26», установкой которого я занимался еще в 2003 году. Он символизирует тяжкий труд строителей «сталинки». Сейчас этот мемориал постоянно напоминает гостям и жителям Салехарда о важнейшей исторической вехе. 

Фото из архива Геннадия Сысолятина
Фото из архива Геннадия Сысолятина

Путешественникам это интересно

Вопрос о том, кому нужна жестокая память, не стоит. В этом солидарны и активисты, и историки, и чиновники. Музей, по их мнению, должен быть непременно. Точно также, как есть музей Освенцима и других лагерей, также как есть музей Арктики и Антарктики. 

Директор департамента молодежной политики и туризма ЯНАО Наиль Хайруллин согласен с тем, что музей 501-й стройки важен и нужен не только Салехарду, но и всему Ямало-Ненецкому автономному округу:

– Это целесообразно как с исторической, так и с туристической точки зрения. Историческое прошлое страны формирует устойчивый интерес путешественников со всего мира. Открытие музея сталинской стройки увеличит число объектов историко-познавательного туризма в регионе и в целом будет способствовать увеличению турпотока, – поясняет собеседник.

Осталось найти ответ на три главных вопроса: где, в какие сроки и на какие средства этому учреждению быть. От чего-то вспоминается японская народная сказка про сороконожку: первым добегает не тот, у кого ног больше, а тот, кто быстрее собирается. И важно, чтобы этот кто-то собрался, пока еще можно запечатлеть живых свидетелей истории 501-й строки, записать видео экскурсии с ними, получить тот самый материал, которого не будет ни в одной частной коллекции. А в том, что в личных собраниях осело уже достаточно обрезков рельс и предметов лагерного быта, «Красный Север» убедился воочию…

КОММЕНТАРИЙ

Эта история началась не при Сталине, а еще при царе!

Действительный член Русского географического общества, одна из старейших сотрудниц МВК имени Шемановского, Людмила Липатова:

– В том, что такой музей нам нужен, никто не сомневается. Нужно рассказывать о том, как развивался округ, какую роль сыграло строительство этой железнодорожной ветки в освоении нашего Севера. И это нужно не только тем, кто родился и вырос на этой стройке, но и тем, кто сегодня живет в Салехарде и завтра приедет и будет открывать для себя окружную столицу и весь большой Ямал. 

Но смотреть на проект музея в историческом контексте нужно шире: брать за основу первую официальную «заявку» о необходимости строительства железной дороги от 1879 года и охватывать всю историю дорожного строительства на Ямале вплоть до современных дней и создания Северного широтного хода. То, что он сейчас строится, это здорово, но уже завтра как свершившийся факт этот ход тоже станет одной из важнейших страниц в истории округа и страны. 

Музей должен стать большой исторической площадкой. А пока у нас, к сожалению, даже в музейно-выставочном комплексе нет постоянной экспозиции, посвященной 501-й стройке.


0

0

0

0

0

0



Темы