На Ямале ищут следы доисторического человека | «Красный Север»
0°C

Новости

На Ямале ищут следы доисторического человека

«Это не раскопки, у нас разведка!», – шутливо поясняет старший научный сотрудник. Вместе с группой исследователей они разведывают местность рядом с селом Лопхари. Напасть на след древнего человека и выяснить, когда он пришел на ямальские земли – вот о чем мечтают ученые из Новосибирска.


Между шельфов тает лед

«Разведчик» – старший научный сотрудник, кандидат исторических наук Александр Постнов – рассказывает, что поиски ведутся не первый год. В 2017-м ученые обнаружили каменные орудия ямальских прапрапредков, но установить точную дату находок не смогли. Других следов жителей палеолита практически не осталось. Что-то смыло водой, где-то обвалилась земля – приходится проводить серьезную розыскную работу. Сейчас охотятся за каменными артефактами или отходами производства. Также в исследованиях могут помочь изделия из костей, древесный уголь и… зубы носорога – возраст этих предметов довольно легко определить.

– Мы знаем, что здесь жили люди, но когда именно – неизвестно. Может быть это было 15 тысяч лет назад, а может быть 30. Нам нужно найти свидетельства деятельности человека не на пляже, какие мы обнаружили в 2017 году, а в отложениях. Почва не должна быть потревожена, – поясняет Александр Постнов.

Ученый не скрывает: работать трудно. Но интересно! На севере практически нет дорог, а там, где раньше была степь, сейчас тайга. Больше всего хлопот ученым доставляет вода. Реки тысячелетиями размывали берега, из-за чего останки многих древних стоянок попросту смыты с суши. Вносит свои коррективы и непогода: порой останавливают работу из-за сильного ветра и дождя.

Сейчас заложено шесть шельфов около пяти метров глубиной. Сначала ученые выкапывают один, доходят до мерзлоты и ждут, когда лед оттает. В это же время начинают копать другой шельф и так много раз.

– Это очень кропотливый труд, – отмечает Александр Постнов. – Нужно тщательно перебирать землю, потому что орудия мелкие и их очень мало, иногда даже сложно отличить от щебня или гальки. Наши предки были те еще «экономисты», все делали рационально, берегли ресурсы.

Прознав про «научную разведку», к шельфам стали стекаться селяне. Даже принесли исследователям кости мамонта. И ничего, что они заражены современным углеродом и по ним нельзя высчитать даты, – ученым приятно. То, что местные жители что-то находят – окрыляет.

Про Печору знают, а про Обь нет?!

За неделю с небольшим громких открытий ученые не сделали. Пока нашли только следы древних животных – мамонтов, шерстистого носорога, древних оленей, но нет следов человека.

– В нашем деле главное – начать. Мы будем методично, речка за речкой, ручей за ручьем, осматривать берега, делать глубокие шельфы. Нельзя просто так взять, приехать и что-то открыть. Если это и удается, то не всем, – рассказывает Александр Постнов.

В Лопхарях археологи задержатся еще на месяц, а там будут сворачиваться. Говорят, что грант российского научного фонда, за счет которого они выполняют работы, небольшой, трудиться приходится быстро. Но даже если ученые будут работать быстро, окончательные результаты исследований станут известны к следующему году. 

Когда-то существовала теория, что во времена палеозоя на месте ямальской тундры было море. Поэтому нога археолога ступает на местные земли редко. Однако сейчас появляются новые точки зрения, найденные кости мамонтов подтверждают, что Ямал и раньше был сушей. Ученым известны стоянки человека на Печоре и Лене, а про Обь такой информации пока нет. Если сибиряки найдут этому подтверждение, откроют своего рода Америку.

– Если повезет, мы найдем закономерность расположения останков и очень быстро на Ямале найдут кучу других. Ученые будут съезжаться сюда. Информация «прячется», потому что еще никто не обнаруживал в этих землях ничего подобного, – резюмирует сотрудник.

На следующий год изучение территории продолжится. Ученые поднимутся к Полярному Уралу, чтобы и там поискать следы человека.


Анастасия Муравьёва


0

0

0

0

0

0



Темы