«Назвать себя петербурженкой!» 78-летняя блокадница из Ноябрьска не может вернуться в родной город | «Красный Север»
0°C

Новости

«Назвать себя петербурженкой!» 78-летняя блокадница из Ноябрьска не может вернуться в родной город

Предки Ольги Асанович жили в Санкт-Петербурге со времен его основания Петром Великим. Сама героиня разделила с городом на Неве самое большое горе – в блокадном Ленинграде она провела первые годы жизни. И надеется обрести там покой.


– Родилась я на погранзаставе, мой папа служил на финской границе, – рассказывает Ольга Константиновна. – Но все мои корни в Петербурге.

Когда Гитлер вторгся в нашу страну, мне и пяти месяцев не было. Знаю все только из маминых рассказов. Ночью к нам прибежал солдат – принес страшную весть. Отец поспешил в часть, а солдату приказал отвезти нас с мамой на вокзал и посадить в поезд. «Вы должны жить», – сказал.

Мы попали в разные вагоны, суматоха была страшная. Уже в пути мама меня отыскала. Состав бомбили. Много людей погибло. Я тоже была изранена, но пеленки немного защитили от осколков. К счастью, в поезде был врач, он меня спас…

Мы добрались до Ленинграда. В день, когда началась блокада, 8 сентября, мне исполнилось семь месяцев.

В памяти сохранилось одно смутное воспоминание. Надо мной склонилась женщина в белом халате и говорит: «Не жилец». Это было уже после снятия блокады. Но я опять выжила.

…Моя мама всю жизнь потом переживала ужасы войны. Она громко кричала во сне. Понять ничего нельзя было, но я очень боялась…

Под грифом «секретно»

…Историей семьи Ольга Асанович интересовалась с детства – записывала в толстую тетрадку все, что слышала от мамы.

– Еще в довоенное время, когда родители шли по городу, люди останавливались, – вспоминает Ольга Константиновна. – У молодого офицера, участника Финской войны, уже была медаль «За отвагу». Награду «за образцовое выполнение боевых заданий» в 1940 году папе вручал сам Калинин, в Кремле. Отцу было 26 лет. И уже тогда он говорил, что скоро начнется жестокая, долгая война, СССР победит, но он погибнет. Прошло чуть больше года – так и случилось.

Повзрослев, Ольга Асанович стала изучать библиотечные фонды, рассылать запросы в архивы. Но долгое время ее усилия не приносили результатов – информация хранилась под грифом «секретно», отец был разведчиком.

Ольга Крикливец / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Ольга Крикливец / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Ольга Асанович всю жизнь восстанавливала историю своего рода. Теперь архив полон реликвий: книги с именами родных, газетные вырезки, фотографии, самой старой из которых уже почти 120 лет. Фото Ольги Крикливец / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Нам никаких документов не показывали. Только одну справку выдали в 1970-м: лейтенант Максимов Константин Андреевич погиб 15 сентября 1941 года.

В 90-х мы обратились в военный комиссариат Ноябрьска. Тогда военкомом был Валерий Шахбазян, спасибо ему огромное. На его запрос пришел ответ. И благодаря этому, я узнала, как погиб мой отец и где захоронен.

В Павловске (раньше это был Слуцк) есть мемориал «Скорбящая». В камне высечены имена 154 погибших бойцов, среди них мой отец. Он лежит в братской могиле. Я побывала там.

А спустя еще десять лет мне подарили книгу 1970 года издания «От Невы до Эльбы», которую написал советский военачальник, генерал-лейтенант Семен Николаевич Борщёв – с ним служил мой папа. Теперь у меня уже четыре книги, где говорится о лейтенанте Максимове, его имя внесено в Книгу Памяти Российской Федерации «Ленинград 1941-1945».

Эхо памяти зовет

– Когда мы с мамой остались одни, нас не бросили друзья. Так, все вместе к концу войны мы подались на Дальний Восток. Потом был Магадан, Чукотка и, наконец, Ямал. Ноябрьск мне дорог, но память о Санкт-Петербурге не оставляет. Отец очень любил этот город, прощался с ним, когда уходил охранять границу. Я тоже чувствую себя частью истории северной столицы. И мечтаю, чтобы мой род туда вернулся, – говорит собеседница.

В семейном альбоме много снимков, которым больше ста лет. Красивые молодые люди в роскошных длинных платьях и элегантных костюмах – это бабушки и дедушки Ольги Константиновны.

Ольга Крикливец / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Ольга Крикливец / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Вот Мария Егоровна Савина – моя бабушка по материнской линии, – показывает фото 1902 года Ольга Константиновна. – Она была из простых, служила при дворе у богатых хозяев. Насколько мне известно, за детьми присматривала. Но когда ходила за покупками, к ней обращались не иначе как «барыня» – такой ухоженной и хорошо одетой всегда была. Бабушку я очень любила, она умерла в 1954 году.

А вот деда, ее мужа, я не помню. Знаю, что он был рабочим Путиловского завода.

Бабушка по отцовской линии, Анна Евдокимовна, прожила до 1960 года. Дед, Андрей Максимович – запасный унтер-офицер, умер в 1918-м. Он из семьи богатых домовладельцев, поэтому в архивах о Максимовых достаточно много информации, я до прадедов дошла. У них была кожевенная мастерская, бакалейная лавка, я нашла больше десяти объектов собственности семьи. Когда во время революции большевики все отобрали, у деда не выдержало сердце…

Фото: memory-map.prosv.ru
Фото: memory-map.prosv.ru

В списке 154 погибших бойцов, высеченном в камне, есть имя лейтенанта Максимова – отца Ольги Асанович. Фото: memory-map.prosv.ru

Три года рассылают резюме

Ольга Асанович хочет когда-нибудь назвать себя петербурженкой, как и ее предки. Всю жизнь она доказывала, что имеет на это право, и, как могла, приближала мечту.

– Мы уже приобрели квартиру в Санкт-Петербурге – воспользовались ямальскими программами и федеральными, вложили свои сбережения. Только вот одна я уже не могу туда переехать – 80 лет скоро. И дочь пока не может сорваться.

Один из внуков, Марк, и рад бы переехать со мной, да работу найти не удается. Сразу после медуниверситета его пригласили в Пермь. Он был очень прилежным и способным студентом, именную стипендию получал. И после учиться не прекращал. Теперь он имеет три специальности: челюстно-лицевой хирург, хирург-стоматолог и имплантолог. Мы три года рассылаем его резюме в разные клиники Санкт-Петербурга – пока не приглашают, – говорит Ольга Асанович.

Она не отчаивается, живет надеждой на то, что все обязательно сложится, что хватит сил вернуться на историческую родину. И пройти в строю ветеранов на 80-летие Великой Победы.


0

0

0

0

0

0



Темы