0...-2°C

16+
  • Небесные первопроходцы

    08.02.2013 19:00:27

    Небесные первопроходцы
    С тех пор как небо открыли для частных пилотов, на собственный вертолёт решаются единицы.

    Может быть, и не оказалось бы в ангаре салехардского предпринимателя Сергея Шпилевого новенького вертолета, если бы не дружба с Александром Щербинкиным. Приятель, в прошлом пилот с приличным стажем, всерьез и надолго заразил бизнесмена страстью к небу.

     

    Гастарбайтеры, ремонтирующие грузовики по соседству с вертолетом, опасливо и в то же время с явным уважением к серьезной технике заглядывают через перегородку. Хрупкий и интеллигентный, в сравнении с суровыми физиономиями «КамАЗов», вертолет вызывает у них немалый интерес. Кто бы знал, что авиационная техника станет так доступна!

     

    МНЕ  БЫ  В  НЕБО

     

    Наверное, многие в детстве мечтали летать: самостоятельно, без билетов, без заданных маршрутов, а так, запросто, куда душа пожелает. Пусть не совсем так, как это когда-то представлялось, но свободным для любителей авиации небо всё же стало.

     

    Чуть больше двух лет назад, в ноябре 2010 года, вышли новые федеральные правила использования воздушного пространства. Может, для большей части обывателей эта новость осталась незамеченной. А вот сведущие люди ликовали: свершилось! Немыслимые административные барьеры для малой авиации сняты. Теперь пилотам, в чьем владении есть воздушное средство, не нужно запрашивать разрешение отправиться в путь за три дня. Достаточно просто уведомить наземные службы о месте и времени предполагаемого полета – и смело в небо: на прогулку, на рыбалку, к родственникам в соседний поселок, да хоть на пикник в горы. Свобода! Была бы только погода лётная и, собственно, само воздушное средство…

     

    – Мы же все родом из детства, кто тогда не болел небом, – смеется Щербинкин. – У меня так было: в школе, в третьем классе, пришел к нам участник войны, ветеран, бывший летчик Николай Иванович Кузнецов. И всё решилось, в старших классах я уже знал, куда пойду.

     

    Поступил в Кременчугское лётное училище. Позже летал на вертолете Салехардского объединенного авиаотряда. Общий налет составил семь тысяч часов. Но полеты эти были по работе, а так хотелось для души.

     

    «СТРЕКОЗА»  БОИТСЯ  ЛИШЬ  МОРОЗОВ

     

    Как только российское законодательство развернулось навстречу мечтателям, Сергей и Александр принялись выбирать машину. Приятели остановились на аэрокоптере полтавского производства. Украина недалеко, следовательно, меньше расходов на транспортировку и растаможку. При относительно невысокой стоимости среди легких спортивных «одноклассников» (отметим, что «заряженный» «Порше Кайен» стоит дороже, чем полтавский вертолет), эта машина обладает хорошими лётными качествами. Внешне похожая на стрекозу, развивает скорость до 180 километров в час. Двигатель работает на 95-м автомобильном бензине. Полного бака хватит на два с половиной часа полета.

     

    Аэрокоптер – двухместный вертолет серийного производства, уже зарекомендовал себя в лесопатрулировании, пожаротушении и мониторинге трубопроводов. Имеет сертификат лётной годности, что облегчает госрегистрацию воздушного средства в России.

     

    – Машина неприхотлива, – хвалят свой выбор владельцы. – Очень приспособлена для авиации общего назначения. Единственное ограничение – летает только до минус двадцати градусов.

     

    Оптимальная модель. Решено. Но покупка вертолета – это не выбор машины в автосалоне. Здесь нельзя указать на понравившуюся модель и на ней же уехать. Вертолеты собирают под заказ, при 100-процентной предоплате, от полугода до трех лет. Салехардцы ожидали свою «стрекозу» полтора года – только прошлой осенью ее доставили на Ямал.

     

    ПОЛЕТЕТЬ  «С  НУЛЯ»

     

    При встрече с владельцами вертолета меня разбирал вопрос: можно ли, не имея отношения к авиации и не заканчивая лётного училища, освоить управление лётной техникой, так сказать, с нуля?

    Оказалось, это как раз случай Сергея Шпилевого. Вначале предприниматель полагал, что управлять вертолетом будет полностью его друг. Но, однажды поднявшись в небо на этой машине, он твердо решил получить свидетельство пилота. Небо манит.

     

    – Первые четыре часа налета выходили из машины мокрыми и я, и инструктор, – рассказывает Сергей Николаевич. – В его руках, казалось, всё просто, но когда он просил, чтобы я взял управление на себя, то вертолет начинало болтать. Только на пятом часу дело пошло.

     

    Сейчас управление винтокрылой машиной кажется ему вполне посильной задачей. Научиться этому реально, уверен предприниматель. Нужно желание и время. Правда, у людей бизнеса долгий отпуск – это роскошь. Шпилевому в минувшем сезоне удалось налетать лишь 25 часов, тогда как для получения необходимого документа требуется 42 часа. Закончить обучение он планирует нынешним летом, после чего намерен отправиться воздушным маршрутом в деловую поездку  в Яр-Сале. Пока же в качестве штурмана он осваивает другие, не менее важные «небесные» премудрости: законы аэродинамики, курс воздушной навигации, авиационную метеорологию, радиообмен.

     

    ЧТО  ЗА  ГОРИЗОНТОМ?

     

    Проверить, чем же небо так заражает людей, отправилась и я. Перед полетом Александр проверяет готовность вертолета строго по инструкции. Годы лётного дела научили: в авиации нет ничего лишнего. Даже при своем солидном опыте он всё равно держит под сиденьем заламинированную памятку – карту контрольных проверок вертолета.

     

    – В авиации есть четкие правила, – говорит авиатор, – их нужно соблюдать, нравятся они или нет. Это безопасность – не только для тебя, но и тех, кто рядом летает.

     

    Итак, я готовлюсь к покорению неба. Двигатель юркой «стрекозы» разогрет. Слегка пригнувшись, подбегаю и сажусь в вертолет (признаюсь, не без внутренней тревоги). Ремни безопасности, наушники, полная моральная готовность. Взлетаем. Вопреки ожиданиям, никакой тряски, не закладывает уши. Всё очень плавно. Повисели над взлетной площадкой, развернулись и полетели. Вот уже как на ладони дома дачного кооператива можно пересчитать, проезжающий «буранист», завидев нас, приветливо машет рукой. Старая сталинская дорога уходит далеко в тундру. Посмотреть бы, что там дальше… И никаких этому желанию нет преград. Вот оно, ощущение свободы, которое так пленяет людей! В голове мелькает шальная мысль, может, и нам с друзьями скинуться и… Нет. Пока нет.

     

    ЛУЧШИЕ МЕСТА, НО НЕ В ПАРТЕРЕ

     

    В полтавском вертолетном клубе, там, где проходили обучение управлению аэрокоптером наши герои, прокат вертолета поставлен на поток. Можно другу в день рождения подарить сертификат на полчаса полета или, к примеру, в годовщину свадьбы устроить своей второй половинке романтическое путешествие. Услуга пользуется огромной популярностью, местный аэродром кипит как улей.

     

    У нас же в России использовать в коммерческих целях подобную авиацию (на языке Воздушного кодекса – общего назначения) закон не позволяет… А как бы это облегчило многим жизнь! Это уже не о душе пилотов, а более утилитарных вещах. Операторы связи могли бы сравнительно за небольшие деньги (в сравнении с лётным часом на «Ми-8») контролировать и оперативно вылетать на аварии в труднодоступные районы. Рыбоохрана контролировала бы акватории Ямала от браконьеров. Да мало ли еще пользы может принести легкая авиация в нашем регионе с пресловутой «сложной транспортной схемой»…

     

    …А пока приятели Сергей и Александр ждут снегоходный марафон «Ямалкан». Нынешнее мероприятие обещает быть зрелищным. А у них самые лучшие места. С неба.

     

    Светлана Муртазина

    svetline@inbox.ru

    09.02.2013

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика