-1...1°C

16+
  • «Нум» дойдёт до Питера

    07.10.2011 10:25:37

    «Нум» дойдёт до Питера

    Таких судов у Ямала ещё не было! За рождением «Нума» с первой клепки следили сотни людей. Скептики прикусили губу после того, как судно отправилось в первое плавание. «КС» проводил его в Тобольске и встретил в Салехарде.

     

    Рыбную флотилию округа пополнил еще один плавучий рыбозавод — транспортное рефрижераторное судно «Нум». Построили его специалисты завода «Тюменьсудокомплект» для предприятия «Гыдаагро». Это шестнадцатое по счету подобное судно для Ямала и первое  смешанного плавания река-море.

     

    ПРАВИЛЬНАЯ «НАЧИНКА»

     

    Главный инженер «Тюменьсудокомплекта» Николай Брагин отметил: «Требования, которые предъявляют к судну такого класса, наиболее строгие. За тридцать лет работы я строил, наверное, больше сотни судов. Но это  самое сложное, к тому же первое в нашем регионе». Двигатели, например, как и на предыдущих судах, тоже ярославские, но более мощные, это новый их ряд. Ведь в морских судах нужны запас мощности двигателя, более высокая его надежность. Также с запасом и другое оборудование. Установлены две системы низкотемпературной, «шоковой» – до минус 37 градусов – заморозки. Хранить замороженную рыбу будут в трех холодильных камерах, каждая по 180 кубических метров. Обеспечили при этом стопроцентное резервирование. Скажем, один агрегат вышел из строя по какой-то причине – запускается второй.

     

    Отличия от других судов и в толщине корпуса, а также экологических параметрах. Топливные отсеки по новым требованиям сделаны с двойным дном. Это для того, чтобы полностью исключить разливы нефти, отходов в реку или в море в случае пробоины или других непредвиденных ситуаций. Система балластировки нового судна позволяет уменьшить волновую нагрузку.

     

    Класс судна предполагает на порядок выше и радионавигационную «начинку» «Нума». Это и требования к безопасности плавания.

     

    Спасательные средства самые разные, как и прописывают морские правила. Есть спасательные круги со светящимися, светодымящими буями, для швартовых операций – светящиеся рабочие жилеты со светоотражающей лентой и со свистками. На борту размещена дежурная шлюпка с подвесным мотором. Она вмещает шесть человек на случай, если придется буксировать спасательный плот. Шлюпка экипирована компасом, прожектором, всеми необходимыми снастями и принадлежностями для выживания. Спасательных плотов два, каждый рассчитан на 20 человек. Здесь есть всё для жизнеобеспечения экипажа на определенный срок. Вплоть до рыболовецких крючков и запасов провизии.

     

    СМЕКАЛКА НА ЭКЗАМЕНЕ

     

    Было сложно с оборудованием, рассказывает заместитель главного инженера предприятия Виктор Громов. Машиностроительные заводы, которые обеспечивали всем необходимым в прежние времена, пришли в упадок. Очень много технологических узлов приходится изготавливать самим. «Причем это не просто так, к ним определенные требования, — пояснил Виктор Громов. – Нам приходится всё сертифицировать, испытывать каждый узел. Ведь его нет в России, зачастую нет и зарубежных аналогов».

     

    Между тем инспекторы Речного регистра, контролирующие каждую деталь, — строгие экзаменаторы. «Больше недели мы уже работаем с ними, — рассказывает Николай Брагин. – Каждую систему надо испытать. Впрочем, это рабочий процесс. Инспектор с нами и на ходовые испытания идет в Обскую губу». На линии мыс Каменный – мыс Трехбугорный условия, приближенные к классу судна.

     

    СБОРЫ  В  ДОРОГУ

     

    Мы беседуем со специалистами на пристани, в небольшом домике. Они его называют штабом. Летом недостроенное судно из Тюмени доставили к поселку Сумкино, расположенному на левом берегу Иртыша, километрах в двадцати от Тобольска. Опасались, что в Тюмени уровень воды упадет и это отразится на сроках сдачи. С заказчиком, Ямалом, говорят, связывались ежедневно. И не по одному разу в день вели переговоры – о состоянии дел, о выполнении графика.

     

    На выезде работали вахтовым методом около 70 специалистов. Жили в местном общежитии. Сумкино – поселок речников. И на стеле с его названием прикреплен якорь. Неподалеку больше полвека назад углубили подходный канал к реке и создали акваторию для отстоя флота в Саусканской старице. Вот здесь и можно было издалека увидеть оранжевый борт с названием «Нум».

     

    ПОДРУЖИТЬСЯ С СЕВЕРОМ

     

    «Трудности, конечно, будут, — считает капитан. – Север есть Север. Низкие или вообще отрицательные температуры, и мало погожих дней. Реально, так скажем, штормовое море. Но мы как бы немножко подружились с Севером. С ним шутить нельзя. Но и бояться его не стоит». Команда на ходовые испытания вышла небольшая, всего десять человек штатного экипажа – старший механик, его первый помощник, старший штурман, электромеханик, боцман, два матроса, повар и буфетчица. Потом, когда начнется эксплуатация судна, команда, конечно, будет больше.

     

    «Нум» не будет выходить за территорию страны, в международные воды. Там требования немножко другие. И на генеральные транзитные трассы Северного морского пути не пойдет. Да этого и не надо. Но в северных морях может дойти, скажем, до Санкт-Петербурга. Или ловить рыбу в морских водах.

     

    А специалисты «Тюменьсудокомплекта» думают уже о строительстве судна, которое сможет отправиться в международные рейсы. Опыт для этого достаточный. Первый плавучий рыбозавод, как вспоминает Николай Брагин, построили еще в 90-е для «Пурнефтегазгеологии» в Тарко-Сале. Он был предназначен только для речного плавания. За эти годы прошли большую дистанцию – от речки до глубокого моря. И не зря нынешнее судно нарекли «Нум». У ненцев так называется верховное божество, творец мира. Возможно, он тоже благословит судостроителей и ямальцев на удачу.

     

    ВОТ И ВСТРЕТИЛИСЬ!

     

    Шестого октября, спустя четыре дня с выхода из Тобольска, «Нум» благополучно достиг берегов Салехарда.

     

    Здесь капитан Олег Пиджаков рассказал журналистам, что ждет это мощное промыслово-перерабатывающее судно дальше:

     

    – Сейчас все маневренные характеристики судна, системы, радионавигационное оборудование, аппаратура связи проверяется по специальной программе ходовых испытаний. После Салехарда следующий этап испытаний – районы, приближенные к морским водам. Это Обская губа. Там мы пробудем 4–5 дней. Напомню, это судно класса М-С-П, то есть будет работать и в речных, и морских водах. После ходовых испытаний судно уйдет обратно на простой в Тюмень, а весной «Нум» будет в Салехарде. Предполагаемый маршрут проляжет через Обскую губу и воды морей Северного Ледовитого океана до Ладоги и дальше до Санкт-Петербурга – такова новая логистическая схема поставки продукции Ямала на запад России.

     

    ПЛАВАНИЕ С КОМФОРТОМ

     

    Капитан Пиджаков лично провел экскурсию по судну.

     

    На грузовой палубе три рефрижераторных трюма, мощный кран с грузоподъемностью 25 тонн и вылетом стрелы 26 метров – это отличные характеристики для крана, позволят принимать и разгружать продукцию с судна, не подходя на близкое расстояние к берегу или другому судну. В надстройке судовой два холодильника шоковой заморозки, каждый на 700 килограммов рыбы. Энергоемкость теплохода 500 киловатт, грузоподъемность 200 тонн – отличное судно, гордость за него читается в глазах капитана.

     

    Здесь же, в надстройке, расположены каюты команды. Журналисты заглянули во все уголочки – нашли и сауну, и отдельные душевые, и прачечную, и, конечно, камбуз и кают-компанию, где вовсю готовился обед для команды из десяти человек. Каюта капитана небольшая, но уютная, благоустроенная.

     

     pidgakov

    Капитан Олег Пиджаков ознакомил губернатора  с основными характеристиками судна.

     

    БУДЕМ  СТРОИТЬ ЕЩЁ!

     

    В рубке на ходовом мостике огромный штурвал, рядом с которым возвышается старпом капитана Андрей Новиков. Андрей Геннадьевич показал всю электронику, расположенную на ходовом мостике. Оборудование не просто новейшее, но и довольно редкое на судах такого класса – по причине дороговизны.

     

    После осмотра судна заместитель губернатора поделился впечатлениями:

     

    – Сроки строительства корабля были предельно сжатыми. За полгода корабль построен практически с нуля. Наши ожидания от этого судна связаны с оживлением промысловых работ в арктических широтах, на Гыданском полуострове. В тех широтах планируется строительство факторий, плавбаз, которые призваны усовершенствовать организацию промысла. Кроме того, по поручению губернатора округа уже запланировано строительство еще одного корабля. Его уже будем сертифицировать по нормам Евросоюза, чтобы выполнять экспортные поставки ямальской продукции в Германию и Финляндию. Ну а данный теплоход имеет все возможности сухогруза, то есть он может доставлять необходимые грузы в дальние поселки и, в свою очередь, оттуда забирать продукцию.

     

     

    Людмила НИКИФОРОВА, Нина ФАЛЬШУНОВА

     

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика