-14...-16°C

16+
  • О праве на часть и честь Арктики

    07.12.2013 01:00:13

    О праве на часть и честь Арктики

    В северное будущее Россия смотрит с оптимизмом.

    Такой вывод сделал известный авторитет в арктических делах Артур Чилингаров на международной конференции «Арктика: регион развития и сотрудничества», прошедшей в Москве. Она была организована Российским советом по международным делам (РСМД).

    Россия занимает уникальное геополитическое положение в Арктике. На нашу страну приходится почти половина территории и акватории, ограниченной Северным полярным кругом, что более чем вдвое превышает крупнейший зарубежный канадский сектор. К российскому арктическому побережью прилегает самая обширная в Мировом океане шельфовая зона, обладающая уникальными ресурсами. На российские моря приходится не менее 80 процентов площади шельфа, опоясывающего Арктический бассейн.

    Для России XXI века Арктика – резерв географического пространства, потенциальный источник важнейших природных ресурсов, арена приложения сил для молодого поколения. Чилингаров приводит слова Председателя Правительства РФ Дмитрия. Медведева, о том, что Арктический регион имеет для нас в полном смысле стратегическое значение. С его развитием связано решение долгосрочных задач страны и ее конкурентоспособность на глобальных рынках

     

    УМЕЛО ОТСТАИВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

    Артур Чилингаров считает, существующая структура международного взаимодействия в регионе, во главе которой находится Арктический совет, позволяет надеяться на то, что ключевой установкой сотрудничества между государствами региона будет взаимопонимание и помощь. Однако это не означает, что России не нужно уметь полноценно отстаивать свои национальные интересы в Арктике.

    – Арктика имеет важное военно-стратегическое значение для нашего государства, – подчеркивает докладчик. – Анализ военного потенциала и планов арктических государств свидетельствует о том, что Арктический регион не должен стать ни ареной военного столкновения государств, ни ареной гонки вооружений. Все заинтересованные стороны согласны, что страны региона в состоянии преодолеть разногласия, время от времени возникающие между ними, и обеспечить в Арктике тесное и конструктивное взаимодействие.

     

    ЭКОЛОГИЯ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ

    Членкор РАН поясняет, что Арктика является одним из наиболее богатых ресурсами регионов планеты. Недра Арктики хранят до трети мировых запасов углеводородов. Наличие больших запасов минерального сырья на арктическом шельфе подтверждается практически всеми без исключения экспертными оценками. Рентабельность их освоения вполне достижима – даже при использовании существующих технологий. Освоение континентального шельфа и превращение Арктики в крупнейший регион мировой нефтегазодобычи – ключевая задача России на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

    Риски, конечно же, имеются, но при разумной организации дела, при соблюдении всех норм безопасности их можно свести к минимуму. Для России, имеющей самое протяженное в мире арктическое побережье, защита окружающей среды в Арктике – вопрос стратегической необходимости. Чилингаров ссылается на слова Президента России Владимира Путина, что иное отношение к защите окружающей среды в Арктике может обернуться «не глобальными преимуществами, а глобальными проблемами.

     

    УВЕЛИЧИТЬ СПРОС НА СМП

    Для России СМП имеет стратегическое значение, говорит Артур Чилингаров. Его восстановление и дальнейшее развитие способны принести России значительные экономические и политические дивиденды. В 2012 году общий объем грузопотока по этой транспортной магистрали составил пять миллионов тонн. В перспективе эта цифра может быть увеличена более чем в десять раз. С учетом инвестиционных программ объем перевозок по СМП к 2020 году должен вырасти до 64 миллионов тонн, а еще через десять лет – до 85 миллионов тонн.

    Для западных грузоперевозчиков СМП более привлекателен, чем Северо-Западный проход, пролегающий в канадских и американских водах. России необходимо обеспечить организацию использования Северного морского пути для международного судоходства в рамках своей юрисдикции и в соответствии с международными договорами. В этих целях важно максимально возможным образом увеличить спрос на СМП со стороны наших зарубежных партнеров и создать все необходимые условия для привлечения их инвестиций. Перспективы этой транспортной магистрали будут определяться масштабами инвестиций и производственной деятельностью в арктических и субарктических морях. В конечном итоге эффект от освоения нового для мира маршрута может быть сравним с появлением некогда Суэцкого и Панамского каналов.

     

    Подготовил Александр ПРОКОВ

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика