-9...-11°C

16+
  • Одной бедой на Ямале станет меньше

    27.06.2011 03:06:40

    Одной бедой на Ямале  станет меньше

    Впервые за девять лет вместо ямочного ремонта на окружных автомобильных магистралях началась реконструкция. Тишины в этом кабинете не бывает… Телефон не смолкает, а звучный, жесткий голос его хозяина в очередной раз требовательно вопрошает о уже завезенном, начатом, сделанном. Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Дмитрий Варакин может с закрытыми глазами «бродить» по карте транспортной развязки округа. На Ямал он попал в 1999 году в качестве подрядчика, как говорится, на себе испытал все существующие дороги, в том числе и зимники. А сегодня в зоне его ответственности  более 2000 километров автодорог, включая зимники. Правда, считать некоторые из них таковыми можно лишь с бо-о-ольшой натяжкой.

     

    varakin 

     

    ДОРОЖНЫЙ ПРОВАЛ

     

    О качестве и безопасности ямальских дорог говорилось не раз. Причину критической ситуации, сложившейся к 2010 году, и планы по ее ликвидации Дмитрий Александрович раскрыл в интервью корреспонденту «Красного Севера»:

    – На балансе у нас все окружные дороги от границы на юге региона до Надыма, а также все подъездные пути, в том числе к Вынгапуру, Ханымею, Лимбяяхе, Коротчаево и так далее. Часть этих дорог в девяностые годы прошлого века волевым решением передали из ведомства ТЭКа в собственность региона. Но и в своем первозданном виде, построенные для освоения месторождений, они не соответствовали даже самым низким категориям. Из новых, до 2003 года, в регионе построили дороги Тарко-Сале – Тарасовское месторождение, Коротчаево – Пуровск и проложили дорогу из Салехарда на Аксарку – большую часть в щебеночном слое, а часть в первом слое асфальтобетона. И больше ничего!

    С 2003 по 2010 год деньги на развитие дорожной сети округа и на ее ремонт выделялись по минимуму. Показателен пример 2009 года, когда на всю отрасль предусмотрели финансы, которые в два раза меньше нормативов содержания.

    С 2005 года появилась программа «Сотрудничество», но и она не внесла изменений в финансовое состояние. Выделенные деньги полностью ушли на дорогу Уренгой – Надым, участок в районе Правой Хетты. И на этом всё!

    – Но дело не только в финансировании?

    – Понимаете, если система существует, то, несмотря на любые изменения, она некоторое время всё равно работает, катится по инерции, как дорожный каток. Когда я пришел руководителем, стал знакомиться с ситуацией, то оказалось, что провал не только в финансировании. Не было ни одного внятного оформления землеотвода и разрешения на строительство, оказались не оформлены дороги, которые переданы на баланс от ТЭКа еще в 1996 году. Нет ни одного перспективного проекта ни по реконструкции, ни по строительству. Меня вышестоящее руководство спрашивает: «А чего это вы денег не просите?» А куда? Опять в ямочный ремонт вбухивать?! Бесполезно! Реконструкция нужна. На том же участке Коротчаево – Новый Уренгой, где по двадцать человек в год бьется.

     

    НАЧАЛИ С ПРОЕКТОВ

     

    – И, я так понимаю, с 2010 года работу направили в другое русло…

    – Во-первых, на уровне правительства автономного округа решился вопрос с финансированием по программе «Сотрудничество». Денег выделили намного больше, чем было ранее. Их направили на строительство дороги Салехард – Надым, а все средства, предусмотренные окружным бюджетом, – на реконструкцию существующих дорог и приведение их в соответствие с нормативами. В первую очередь трасс, где осуществляются автобусные перевозки. По сути,  это 442 километра промысловых дорог, не предназначенных для автобусных пассажирских перевозок: участки Ныда – Пангоды, Коротчаево – Новый Уренгой, Муравленко – Губкинский, Губкинский – КС-03. Но быстро начать работы, как бы нам ни хотелось,  не удалось. Загвоздка в оформлении земель и отсутствии проектов. С заказов на последние мы и начали свою работу.

    – Каких дорог касаются проекты?

    – Заказан проект для наших «южных ворот» – от южных границ региона до поворота на Ноябрьск. Конкурс на разработку проекта выиграл Уральский филиал ОАО «Гипродорнии». Дорога второй категории с восемью пунктами весового контроля,  контрольным постом ГИБДД, с учетом размещения придорожного сервиса.

    Второй проект, который мы начали в этом году, – реконструкция участка от Пурпе до КС-02. Генеральный подрядчик – ООО «Севергазмонтаж», работает и ГУП ЯНАО «Ямалавтодор». Там мы размещаем новый южнокорейский асфальтобетонный завод.

    В районе Барсуковского месторождения аварийный участок – 17 километров. Думаю, к концу лета проектная документация по нему пройдет экспертизу. К сентябрю на экспертизу должен поступить проект ООО «Дорцентр» по возведению моста через Пякупур на въезде в Тарко-Сале. Планируем, что к 2013 года мост будет готов.

    По шестнадцати аварийным километрам автодороги Коротчаево – Новый Уренгой проект уже принят. На экспертизе – по дороге Ныда – Пангоды. Ну и Правохеттинский – Старый Надым, где сейчас уже ведутся работы. Это прошлогодний проторгованный контракт. Нынче участок подрядчики заканчивают, кладут второй слой асфальтобетона.

     

    СТРОЙКА ИДЁТ

     

    – Что планируете закончить нынче?

    – Это четыре знаковых объекта. Во-первых, капитальный ремонт дороги Лабытнанги – Харп, с обязательным капитальным ремонтом моста. Это новое транспортное кольцо в составе дороги Салехард – Аэропорт с выходом на улицу Зои Космодемьянской. Дорога Салехард – Аксарка – дело чести! На участке Пурпе – КС-02 сделаем все мосты. Плюс не один десяток участков, где пройдут ремонтные работы.

    – Дорога Салехард – Аксарка весной пришла в неприглядное состояние. Почему так получилось и что здесь будет сделано?

    – В этом году мы закроем ее полностью первым слоем асфальтобетона. В прошлом году мы разделили дорогу на две части; 15,86 километра – подъезд к Аксарке, остальное – дорога Сургут – Салехард, участок Надым – Салехард, км 1291 – км 1330.

    Действительно, этой весной дорога пришла в ужасающее состояние. Причины две. Первая – с 2006 года дорога  в одном слое асфальтобетона и больше ничего не видала. Вторая – не выдержали несущие конструкции, ведь грузопоток за последний год резко увеличился. В прошлом году пять километров первым слоем мы закрыли – работало ЗАО «Партнер». В этом году предприятие заканчивает этот участок и двадцать четыре километра до свертка на Надым. ГУП ЯНАО «Ямалавтодор» закрывает вторым слоем прошлогодние 11 километров, а на следующий год – 32 километра и участок от Горнокнязевска до Салехарда.

    – Если говорить о дороге Салехард – Надым, то что в этом году удастся?

    – Планируем закончить 22 километра со стороны Салехарда и 18 километров со стороны Надыма, а также четыре моста. В целом деньги «Сотрудничества» нам позволили проторговать три участка. Два по 50 и один – 60 километров. На двух работы ведутся с февраля. Главная проблема – объекты 501-й стройки. Здесь не проведены работы по кадастровому учету земельных участков, а это требует времени, на оформление документов уходит до девяти месяцев.

     

    И РУБЛЁМ, И СУДОМ…

     

    – Я знаю, что вы ввели новшество по содержанию дорог, в частности зимников?

    – Мы перешли на трехгодичный контракт. То есть подрядчики, которые выиграли контракты на содержание зимников, будут более заинтересованы, у них есть стимул совершенствоваться, закупать и применять новую технику.

    – Нарекания к подрядчикам есть? Как их наказываете?

    – Нарекания есть, всегда ругани хватает! Для воздействия используем штрафные санкции, ни один контракт не предполагает выплату денег вперед: не успел, не сделал, не соответствует нормативам – поплатишься рублем. К тому же есть такое понятие, как гарантийный срок. Я не пойму, почему муниципалитеты, в частности в Салехарде, этот рычаг не используют. Мы впервые в прошлом году делали три улицы за счет окружного субсидирования. В этом году заставили подрядчиков все недостатки устранять за свой счет, не дав ни рубля на переделку.

    Штрафные санкции применяем и к подрядчикам, которые обслуживают дороги. Более трех сантиметров снежного наката зимой, коэффициент трения ниже нормы, а на обочине снежные валы и разметка отсутствует – сам себя наказываешь.

    – А с кем-то из подрядчиков расстаетесь?

    – Расстаемся и безжалостно. Особенно с недобросовестными и некомпетентными проектировщиками.

    Бывали случаи, когда они выходили на конкурс, сбивали цену до минимума, а вместо проекта приносили чуть ли не курсовик или реферат. Или сбивают цену до такого размера, которого даже не хватит на обязательные платежи в кадастровую палату. Пытались выйти к нам на участки рейдерские подрядчики,  но мы с ними вовремя распрощались. Есть у нас и несколько судебных исков…

    Так что расстаемся, но жалко потерянного времени: оно идет, а работа стоит.

    – Нехватка квалифицированных кадров сказывается?

    – Это, мягко говоря, проблема. Конечно, в первую очередь для подрядчиков, но и на нас она отражается. Не поверите, мы чуть ли не насильно заставляли руководство «Ямалавтодора» три месяца подряд повышать зарплату, чтобы не потерять людей. А еще лучше   привлечь специалистов, квалифицированных механизаторов, начальников участков, прорабов явно не хватает. Сейчас существующие на Ямале организации, а мы именно на них делаем ставку – они специфику региона знают, да и с «земли» к нам не каждый подрядчик пойдет, объединяются в ассоциацию. И насколько я знаю, первое, что они хотят предпринять, – обратиться к правительству ЯНАО с предложением. Они готовы оплачивать обучение по дорожным специальностям в средних специальных учебных заведениях округа и даже платить стипендию.

     

    Беседовала Екатерина Пшенцова.

    Фото Леонида трофимчука

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика