-1...1°C

16+
  • От «мертвой дороги» к жизни

    15.03.2013 04:20:32

    От «мертвой дороги» к жизни

    На Ямале сохраняют объекты строительства трансарктической железнодорожной магистрали №501-503  Чум – Салехард – Игарка.

    Губернатор Дмитрий Кобылкин подписал постановление Правительства ЯНАО, которым утверждаются границы территории регионального объекта культурного наследия – ансамбль «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный», сообщили в пресс-службе главы региона.

    Документом также утвержден особый правовой режим использования земельных участков в границе данной территории и определено, что держателем оригиналов научно-проектной документации на данный объект является департамент культуры ЯНАО.

     

    Ямал является тем уникальным местом, где в подлиннике сохранились сооружения – свидетели сталинского времени. Период строительства трансарктической железнодорожной магистрали №501-503 Чум – Салехард – Игарка (с 1947 по 1953 г.г.) заключёнными ГУЛАГа сегодня вызывает в России и мире большой интерес. И в Правительстве ЯНАО разработан план создания мемориального комплекса, куда будут включены основные объекты строений лагерей и участков железнодорожного полотна.

     

    Напомним, строительство железной дороги Салехард – Игарка в 1947-1953 годах, называемой также «мертвая дорога», было одним из самых масштабных проектов в мире. Трасса должна была пролегать вдоль Полярного круга в условиях вечной мерзлоты. Дорога имела стратегическое значение. Подобно Транссибу, она должна была связать отдаленные районы Крайнего Севера, богатые полезными ископаемыми, с центром страны. Стройка была засекреченной и имела номера №501 – Обское направление, №503 – Игарское направление.

    Общая длина дороги Салехард – Игарка должна была составить 1263 километра. Три четверти ее проходило по территории ЯНАО. Планировалось, что на дороге будут построены 28 станций через каждые 40-60 км. Для переправы через Обь и Енисей Северным путем были доставлены 2 железнодорожных парома. Основные депо было намечено соорудить на станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково, Игарка. Пропускная способность ожидалась в количестве 10-30 пар поездов в сутки, при скорости движения в 40 км/ч. Открыть сквозное движение поездов по трассе планировалось в 1952 году, а сроком сдачи дороги в постоянную эксплуатацию был определен 1955 год.

     

    Но, начиная с 1951 года, отношение к строительству стало меняться. Все чаще стали говорить о дороговизне возводимого объекта. В мае 1953 года, вскоре после смерти Иосифа Сталина, было принято решение стройку закрыть и ликвидировать. Постановлением Совета Министров от 10 ноября 1953 года строительство железной дороги было зоконсервировано. В 1954 года МПС добилось решения о ликвидации всех подразделений строительства, кроме участка Чум – Лабытнанги, принятого в 1955 году в постоянную эксплуатацию.

    Всего на трассе Салехард – Игарка было проложено 652 км железнодорожного пути, если прибавить сюда 196 км трассы Чум – Лабытнанги, то получается, что по линии Чум – Игарка было уложено 848 км пути. То есть, к моменту консервации было готово 58% дороги.

    Из справки-характеристики лагпункта №76 Обского исправительно-трудового лагеря (гриф – «Совершенно секретно»), датированной 12 мая 1952 года: «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный» имел категорию «усиленного режима», был основан по приказу от 3 марта 1950 года. Он относился к 9-му лагерному отделению (центр ст. Надым), в нем содержалось 352 заключенных-мужчин, использовавшихся на земляных работах. Строения лагпункта и прилегающие к ним остатки строений располагаются на участке 150 на 300 метров. Значительная часть строений находится в хорошей сохранности: сторожевые вышки, часть зоны (высокое ограждение колючей проволокой) и предзонника (низкое ограждение колючей проволокой), вахта, ворота, штрафной изолятор на 20 мест, доска показателей.

    Объект «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный» расположен на 217 км железнодорожной линии Салехард – Надым (134 км от г. Надыма), между разъездами «Орлиный» и «Глухариный».

    Сейчас в округе строится новая автодорога Салехард – Надым. Она свяжет столицу Ямала с Большой землей. И главное – разработан проект железнодорожной ветки, которая пройдет практически по маршруту сталинской железной дороги.

    «Уверен, лучшим памятником людям, которые возводили объекты 501-503 стройки, будет дорога. Всегда. Это будет дорога жизни, у меня нет сомнений, что она укрепит экономику нашего региона, нашей страны», – отмечает Дмитрий Кобылкин.

     

    15.03.2013

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика