-7...-9°C

16+
  • От Сантала до Надыма уже рукой подать!

    30.07.2012 12:49:29

    От Сантала до Надыма уже рукой подать!

    Журналисты «КС» проехали по первым пятидесяти километрам строящейся автодороги века. И узнали, в чём секрет её прочности.

     

     

    Наши гиды – директор Салехардского филиала ОАО «Уренгойдорстрой» Виктор Львов и руководитель ООО «Сантал» Виталий Фоминых.

     

    Обе компании трудятся на возведении судьбоносной дороги. Но их рубежи в тундре, на переднем крае, там, где ведется отсыпка, где дорога готовится для укладки твердого покрытия. А пока наш водитель поддает газку, и мы выкатываемся на смолянистый молодой асфальт. Сегодня ехать в Аксарку из окружной столицы – одно удовольствие. Жми на педаль акселератора, слушай музыку или общайся. Ни шума, ни кочек. На доведении шоссе до федеральных стандартов здесь работают ГУП «Ямалавтодор» и ЗАО «Партнер». На дорогу укладывается второй слой асфальта, более плавными делаются радиусы поворотов.

     

    А мы обсуждаем недавнее совещание в окружной столице с участием министра транспорта России Максима Соколова.

     

    КАКАЯ НУЖНА ПЕРЕЗАГРУЗКА?

     

    То, что автодороге Салехард – Надым быть к 2015 году, уже ни у кого не вызывает сомнения. Более того, скоро начнется проектирование и прокладка автотранспортного коридора из Лабытнанги на Ухту. Об этом нам сообщают дорожники. Они-то руку на пульсе отрасли держат крепко. А как без этого? Надо представлять объемы работ хотя бы лет на десять вперед. Тогда можно думать и о развитии предприятия. Ну и мы-то, журналисты, тоже народ неравнодушный. Интересно, в какую сторону перезагрузят проект «Северный широтный ход»?

     

    Из общей стратегии развития транспортного комплекса на территории округа следует вывод, что без моста через реку Обь никак не обойтись. Потому что с возрастающими грузо- и пассажиропотоками паромной переправе справляться всё труднее. А новые дороги построят, и перевозки увеличатся еще.

     

     Но и Львов, и Фоминых считают, что необязательно для решения проблемы будут строить мост. В качестве альтернативных вариантов рассматривается канатная дорога не только для пассажиров, но и для машин. А еще по дну Оби может быть проложен автотранспортный дюкер. Вот такой интересный и неожиданный ход! А железная дорога Салехард – Надым. Насколько она сегодня или завтра необходима? Опять же, если Салехард будет базой для развития Арктики с населением 500 тысяч человек, то, наверное, «железка» нам необходима. А вдруг наверху решат, что шельф северных морей сподручнее осваивать из Архангельска? Так что перезагрузка для «Северного широтного хода»  вовсе не красное словцо. Семь раз надо всё отмерить.

     

    ОТ ПЕРВОГО БЛИНА И ДАЛЬШЕ

     

    ...Сегодня трасса Салехард – Аксарка уже не бросается волнами под колеса автомобиля. Всё выровнено. Если технология соблюдена, по мнению наших собеседников,  на Севере, на вечной мерзлоте, дорога будет крепко стоять и обеспечивать безопасное и скоростное движение транспорта. Я привожу в пример автодорогу Лабытнанги – Харп и говорю Львову, что она очень сильно « гуляет».

     

    – Так там изначально была лежневка, потом уложили сверху скалу, – поясняет Виктор Иванович. – Не было изолирующего слоя, предотвращающего растепление мерзлоты. У нас же такой слой есть – это глина.

     

     А вот и 44-й километр от города и памятный поворот на Надым. С каким воодушевлением мы с фотокором Леонидом Трофимчуком освещали укладку этих семи километров глины в тундру в 2007 году. Но потом грянул мировой экономический кризис и финансирование стройки приостановилось. Работы были возобновлены только уже при новом правительстве на Ямале и новом губернаторе Дмитрии Кобылкине в новых экономических реалиях. К сожалению, по информации дорожников, первый блин, как говорят на Руси, вышел комом – первоначальная отсыпка пришла в негодность от природно-климатических условий.

     

    Здесь асфальта пока нет, под колесами автомобиля шуршит щебенка.

     

    КОГДА СОРНАЯ ТРАВА В РАДОСТЬ

     

    – Мы выполняем все работы согласно проекту, – подчеркивает Львов. – На глину укладывается песок, а на песок щебень. – Там, где низкая насыпь и нельзя закрыть вечную мерзлоту от растепления грунтами, там используется пеноплекс.

     

    А вот георешетки, по словам дорожников, у них на откосах не применяются. Достаточно того, что торфяно-песчаная смесь засевается травой. Не какой-нибудь благородной, а что ни на есть сорной. Зато корневая система у нее намертво схватывает землю и боковинам теперь не страшны ни дождь, ни снег.

     

    Хотя георешетки с камнями, по мнению специалистов, можно было бы использовать для укрепления подходов к мостам, проектировщики заложили в данном случае габионы. Данные решения хоть имеют технологические особенности, но, по сути, они выполняют одну задачу.

     

    … Путь держим на Сантал. Это рабочий поселок на автодороге Салехард – Надым, в тридцати километрах от поворота. Еще в прошлом году сюда можно было добраться только на вездеходе. И продукцию, и дизтопливо дорожники доставляли по болотистой тундре на МТЛБ (малый тягач, легкий, бронированный). Сапоги здесь были привычной обувью и для работяг, и для гостей. Сегодня для экскурсии вполне сгодятся туфли.

     

    ...Когда летишь на вертолете, тундра кажется ровным одеялом, испещренным бляшками озер и извилинами рек. На самом деле это не такая уж и равнина. Есть и низины, и горки. Дорожники говорят, что при прокладке дороги возвышенности делаются по возможности положе. Чтобы не было участков, плохо просматриваемых из автомобиля. Полностью спрямлять рельеф, конечно, не удается. Слишком дорогая получится магистраль.

     

    – До первого сентября первые десять километров дороги будут одеты в асфальт, – сообщает Львов. – По данным лабораторных исследований и геодезических съемок, просадок нет, насыпь готова к укладке твердого покрытия.

     

    А В ЧЁМ СУТЬ?

     

    На отдельных участках делаем остановки, с интересом вникаем в суть происходящего. Вот один из объектов, где рабочие укрепляют габионом* откосы вокруг водопропускной трубы.

     

    – Водопропуск здесь определен проектом, потому что в данном месте происходит большое скопление воды. Труба полтора метра в диаметре. Такого размера вполне достаточно. В некоторых местах укладываем по две трубы. А там, где речки стоят на пути, к нам приходят на подмогу мостостроители, – прокомментировал ситуацию Виталий Фоминых.

     

    Минуем поселок строителей Сантал, проезжаем по отсыпанной дороге еще километров двадцать. Итого пятьдесят километров в сторону Надыма мы уже испытали на себе. Полноприводный автомобиль идет хорошо даже еще по непригодной для общего проезда трассе. Везде кипит работа. Движутся катки, идут самосвалы, гудят экскаваторы, орудуют лопатами люди. К сожалению, полностью исключить физический труд на стройке пока невозможно. Осматриваем два строящихся моста. Может, уже рвануть на Надым? Терпение, друзья, терпение.

     

    А что, месяцев через шесть добраться из города С в город Н, частично еще используя зимник,  уже будет легче. Зимняя трасса сократится, как минимум, на сто километров.

     

    На обратном пути обедаем в Сантале у гостеприимных хозяев по обычному меню для рабочих. Первое, второе, компот… Котлеты, между прочим, пальчики оближешь. Делаем вывод: с таким питанием жить можно. Интересно, а зарплата здесь сколько тысяч р? Я задал такой вопрос одному экскаваторщику. На что он ответил с улыбкой: секрет. Значит, и работать можно.

     

    Сергей Истомин

    30.07.2012

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика