Отшельники Шурышкар, приглашение к шаману «на ягоды» и обряды на закате | «Красный Север»
0°C

обновлено: 10:50, 23 ноября 2023

Новости

Отшельники Шурышкар, приглашение к шаману «на ягоды» и обряды на закате

…Низкие постройки под белыми шапками снега легко было проглядеть. Но одна деталь нарушала белоснежный пейзаж: тонкая струйка дыма, танцующая на ветру. Неужели в заброшенной деревне, о которой не слышно со времен Союза, кто-то обитает?..


Участники экспедиции «На Север» рассказали «Красному Северу» о том, что увидели и узнали в пути. 

Больше месяца четверо отважных путешественников колесили по зимникам Ямала и Югры. Дмитрий Ждан, Темур Сатиков, Ксения и Виталий Дворяченко – члены Русского географического общества, все живут в Новом Уренгое. Двое работают в газовой отрасли, Ксения – в СМИ, ее супруг Виталий – юрист-фотограф-фрилансер в одном лице. На поездку, стартовавшую 8 марта, краеведы-любители потратили отпуск, решив изучить фольклор малочисленных народов Севера.

Более 3 тысяч километров проехали краеведы-любители, посетили более 30 интереснейших мест. Одного отпуска на всё не хватило, поэтому новоуренгойцы уже строят планы на будущее.

Деревня, погибшая вместе с Союзом…

Отшельников нашли совершенно случайно, по дороге в Мужи.

– Мы слышали о заброшенной деревне, но не знали, как ее найти. Оказалось, это она и есть. Остановились. Нас встретила лайка. Собаку мы задобрили двумя банками тушенки… – рассказывает Ксения Дворяченко.

На левом берегу Малой Оби есть поселок Лох-по Т-горт, что значит «деревня на мысу». На единственной улице Лесной стоит единственная обитаемая изба. В ней живет семья Шияновых. Детей у Якова и Людмилы пятеро, мы застали дома троих. Двое старших уже покинули отчий дом – перебрались поближе к цивилизации. Двое младших – второклассник Терентий и дошколенок Яша живут с родителями. 17-летний Руслан окончил интернат и готовится к поступлению в техникум, вместе с отцом рыбачит и охотится. 

– Судя по тому, что пустующих домов много, когда-то это была большая богатая деревня, основное население – представители народа ханты. Нам рассказали, что жители выращивали репу, картофель. Сдавали уловы на рыбные предприятия. Было три пекарни, школа. С развалом социалистического строя хозяйство пришло в упадок, работы не стало, люди разъехались, – рассказывает Ксения. – Хозяин дома настроен решительно, говорит: «Это моя земля, я здесь родился, здесь и умру». Хозяйка не так категорична: «Нам и ехать-то некуда…» Теперь в гости к ним чаще заглядывают дикие звери, чем люди…

Старенький электрогенератор, стратегические запасы дров и провизии… Зимой семья живет в деревне. Как только сходит лед, переселяется на островок посреди реки – в лесную избушку.

– Мы заночевали в палатке – не стали обременять радушных хозяев, – вспоминает Виталий. – Ночь была невероятно звездная. Там я первый раз не просто увидел, а даже услышал, как падает комета – настолько близко это произошло…

Городским музеям и не снилось…

– Даже самые привычные экспонаты в маленьких поселковых музеях выглядят иначе, – вспоминает Дмитрий. – Я рассматривал в Мужах чучела северных животных, когда ко мне подошел местный сотрудник. Он готов часами говорить о каждом звере, представленном в экспозиции. Я с удивлением узнал, что у легенды про гагару – о том, что она достала со дна океана горсть песка, и так появилась суша, – есть вполне научное объяснение.  Глубже краснозобой гагары не ныряет ни одна птица!

– Да, количество подлинных экспонатов в поселковых музеях и глубина знаний их хранителей, действительно, поражают, – подхватывает разговор Виталий Дворяченко. – Коренные жители сами собирают артефакты и знают о них много интересного. Ну, скажем, как готовится ненецкая невеста, известно многим, а вот о том, как жених заявляет о себе – мы услышали впервые.

– В Аксарке музеем руководит ненец, он рассказывает то, что слышал от своего деда, – дополняет Ксения. – В старину, чтобы жениться, мужчина должен был изготовить около сорока хомутов для оленей и повесить их на женские нарты. Позднее сам же и использовал их по назначению. Теперь хомуты из тальника заменили ремни вариатора... А девушки носят ложные косы. Я примеряла – они очень тяжелые!

В небольшом музее Яр-Сале есть настоящие редкости: подлинные идолы, оригинал корабельного журнала  легендарного «Ивана Крузенштерна»… В настоящее время рукопись готовят к отправке в Санкт-Петербург – на реставрацию.

Жертвенное покрывало никто не должен видеть, зачастую лицевую сторону даже обшивают сверху тканью. Хозяин приносит его в дар духам и кладет обязательно лицевой стороной на землю в священном месте.

– В одном из музеев нам показали жертвенные покрывала, сшитые из квадратов. Причем количество полей у них разное. Объяснить, что это означает, никто не смог, – рассказывает Виталий. – Позднее, уже в Сургуте, нам раскрыли загадку. Оказывается, у народа ханты только особая женщина может вышить священное покрывало. Ее приглашают в дом, сажают в особое место, где она работает. Четыре поля заказывают юноше, который только готовится создать семью, на пять полей имеет право мужчина, у которого есть дети, шесть – когда появляются внуки, семь полей скажет о том, что его владелец – долгожитель. 

Шаман наказал вернуться

Еще более удивительной получилась встреча путешественников с шаманом.

– Алексей Окотэтто живет в небольшом рыбачьем поселке – Сюнай-Сале, – рассказала Ксения Дворяченко. – Он переживает за свой народ – его ругают духи, потому что оленеводы все меньше следуют заветам предков, передвигаются на снегоходах и прочее. 

Алексея Окотэтто односельчане называют последним шаманом и в его силе не сомневаются.

– Очень загадочный человек, – добавляет Виталий, – к нему многие обращаются, но никто не рассказывает о встречах, люди побаиваются шамана. У него удивительные глаза, они светятся… Пуще зеницы ока старик бережет тряпичную куклу – в ней дух его бабушки, они общаются… Мне он сказал, что я должен вернуться, когда пойдет ягода, поэтому планирую навестить шамана летом. 

Северное гостеприимство

Зимник в районе Плачущей горы буквально измотал путешественников.

– Мы очень устали, просто измучились, – продолжает Виталий Дворяченко. – И нашли спасение в теплом и гостеприимном чуме у Тайшиных, живут они на въезде в окружную столицу – за стелой есть поворот в тундру.

Потомки княжеского рода Тайшиных встретили гостей по-царски – множеством блюд из оленины и пирогами с лесными ягодами.

Людмила и Геннадий встретили гостей богатым столом: множеством блюд из оленины, пирогами с лесными ягодами. Хозяева – потомки древнего рода народа ханты, утвержденного в правах еще Екатериной II. Князь Иван Тайшин, последний обдорский князь, основал Горнокнязевск.

Где бы не гостили участники экспедиции – у коми-зырян, ненцев, ханты – везде их ждал очень теплый прием.

– В Яр-Сале нас встретили с песнями, танцами, даже обряд очищения провели – и все это на фоне закатного неба среди чумов, незабываемо! – восхищается Дмитрий Ждан.  

На стыке двух культур

Экспедиция завершилась, но продолжение следует: далеко не все планы реализованы, да и новых загадок появилось много. На стыке двух культур порой случались необъяснимые вещи. Об одной из них ребята узнали от салехардца Всеволода Липатова. Говорят, эта трагичная история реальна – в одном из ямальских музеев хранится подтверждение.

– Православные миссионеры отчасти выполнили свою задачу: коренные народы Севера приняли их веру, но и от языческих обрядов не отказались, – говорит Ксения. – Из православных святынь коренным северянам особенно полюбилась икона Николая-угодника. Но один ненец разгневался на Николая Чудотворца и, как принято у язычников, решил наказать его. Он разрубил лик святого. Спустя некоторое время люди нашли тело соплеменника со следами насильственной смерти. Раны на его теле совпадали со следами на изрубленной им иконе. Хотелось бы найти эту икону. 

– О Николае-угоднике вообще много рассказывают. Говорят, что старец в белых одеждах часто являлся ямальцам, – продолжает Дмитрий. – Однажды он спас ребенка, провалившегося под лед. Взрослые не поверили рассказу детей, а когда пришли к реке – увидели следы на снегу, уходящие в никуда…


0

0

0

0

0

0



обновлено: 10:50, 23 ноября 2023

Темы