2...4°C

16+
  • Покорители реки пропустят торжество

    06.07.2013 02:01:09

    Покорители реки пропустят торжество
    Игорь Сафаралеев может с закрытыми глазами провести теплоход по знакомым маршрутам, всё-таки четверть века за штурвалом. Однако всегда помнит: река не прощает бесшабашности.

    Накануне профессионального чествования работников речного и морского флота «КС» решил задать капитану несколько вопросов. Не тут-то было…

     

    – Интервью давать некогда, к рейсу нужно готовиться, да и непривычный я, – Игорь Рафаилович, с которым мы связались по телефону, был настроен категорично. Но ведь праздник на носу, как без героя!.. Начали уговаривать, пустили в ход всевозможные аргументы... Что, всего пятнадцать минут? Согласны, успеем.

    К назначенному времени стоим на причале. Капитан тоже пунктуален.

     

    ПУТЬ  БЕЗ  ВАРИАНТОВ

     

    – Я здесь вырос, с детства в порту с братом пропадали, – вспоминает Игорь Рафаилович о том, как выбирал профессию. – Куда еще было податься?

    Семья Сафаралеевых много лет и почти полным составом трудится в Салехардском речном порту. Мама, Фаина Васильевна, отработала заведующей материальным складом 43 года. С нее и начала складываться трудовая династия. В конце восьмидесятых на предприятие пришел старший сын, наш собеседник. В начале девяностых по его стопам направился младший Олег.

    Сегодня Фаина Васильевна находится на заслуженном отдыхе, а сыновья всю навигацию пропадают на реке. Игорь Рафаилович трудится капитаном – сменным механиком пассажирского теплохода «ОМ-341», брат в должности капитана-механика нефтеналивного теплохода «ОС-7». Застать их в сезон, да еще вместе, большая удача, на берег выходят всего на несколько часов.

     

    СЛАГАЕМЫЕ  ХОРОШЕГО  РЕЙСА

     

    Поднимаемся в рубку теплохода, стоящего на причале Салехардского речного порта, окидываю взглядом обстановку – добротно, несмотря на почтенный возраст теплохода. Он, родимый, 1959 года рождения. На вид крепкий, ухоженный, видно, что команда над ним покорпела.

    – Он не одно поколение пережил, но состояние хорошее, еще на пять лет документы продлили, – поясняет Игорь Рафаилович. – Нынче ремонт большой сделали: валы, винты меняли – всю зиму тут стояли… Зато сейчас, тьфу-тьфу-тьфу, пока без поломок. Ведь сейчас что главное: чтобы погода не подводила и железо не ломалось. Вот и всё, что для хорошего рейса нужно.

     

    ПЬЯНЫХ  –  ДО  ПЕРВОЙ  ОСТАНОВКИ

     

    Не без гордости капитан расписывает возможности судна:

    – На прошлой неделе какие ветра были, помните? Только мы с «Салмановым» (теплоход «Фарман Салманов»  курсирует по маршруту Салехард – Яр-Сале. – Прим. авт.) и ходили, другие отстаивались… Но позапрошлый год штормило сильнее, мы не рисковали, в поселки заходили, чтобы переждать.

    Риск на реке, особенно на таком маршруте, как Салехард – Яр-Сале, по мнению Игоря Рафаиловича, неуместен. Поэтому алкоголь из рациона команды исключается безжалостно. Нетерпим капитан и к пассажирам, принимающим «для храбрости или по случаю проводов», – бывало, высаживал таких в ближайшем населенном пункте.

    Как с детьми, возится команда с клиентами «сухопутными», как их называют между собой, то есть реагирующими на каждую волну. Эти требуют то жилет, то пришвартоваться к берегу.

    Уверяет, бояться  нечего, поводов для паники нет. После трагедии с «Булгарией» требования к безопасности сильно ужесточились, проверка за проверкой. Маршрут за двенадцать лет выучен до мельчайшей детали: можно не глядя ходить. Но испытывать судьбу никто не намерен – членов экипажа тоже ждут дома.

     

    ТЯНЕТ  НА  РЕКУ  –  И  ВСЁ  ТУТ!

     

    Это только для обывателя должность капитана – сплошная романтика: китель, фуражка, штурвал и водная гладь впереди. А за «кулисами» всё больше рутинных ролей. Игорь Рафаилович исполняет их легко: то с банкой краски в руках, то, образно говоря, «с лупой» – у него каждый винтик под контролем. Это не потому, что команде не доверяет, просто по-другому не умеет относиться к ответственному делу. И не понимает, как можно иначе.

    – Молодежь какая-то слабоватая пошла, закалки и энтузиазма не хватает, – делится размышлениями собеседник. – Вон у меня моторист с начала навигации поработал – всё, устал, уволился. Конечно, это ж не в кабинете сидеть… Редко кто на практику приходит и чтоб глаз горел. Но есть ребята, болеющие рекой, вот из таких смену и воспитаем!

    Старший помощник Дмитрий Кувандыков (кстати, он пришел на реку за своим старшим братом) прежде на другом теплоходе работал, в подчинении у Сафаралеева четвертую навигацию, начальника ценит: «Хороший он капитан, справедливый, напрасно не гоняет».

    На что Игорь Рафаилович шутя добавляет:

    – Не вышло бы, наверное, из меня начальника на суше. А тут сам себе хозяин.

     

    ПРАЗДНИК  ПОДОЖДЁТ

     

    Встречи с рекой он ждет всю зиму, скучает. Только покажется весна, забываются трудности. Капитан и его помощник дни напролет в порту начинают пропадать.

    Не радует только уровень воды.

    – Чтобы вода падала так, как в прошлом году, еще никогда не было. Дожили, у Оби – и без воды! В этом году тоже прогноз неутешительный. Пока в Панаевск и Яр-Сале заходим без проблем, а что дальше будет… Опять проползать придется…– констатирует Игорь Рафаилович. И снова поглядывает на часы: отведенное для беседы время давно истекло.

    Распрощавшись, он быстрым шагом покидает причал. Торопится, до отправления считанные часы. Маршрут Салехард – Яр-Сале один из востребованных, свободных мест практически не бывает.

    …А свой праздник речники по традиции отметят потом: по окончании навигации всей командой соберутся за одним столом, уже на берегу.

     

    Екатерина Пшенцова

    kati-ks@yandex.ru

    06.07.2013

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика