0...-2°C

16+
  • Полёт по кругу

    04.10.2012 02:42:24

    Полёт по кругу

    Вам приходилось опаздывать на запланированный авиарейс? Неприятные ощущения быстро забываются,  если всё обошлось благополучно.  А если нет?.. Северянам, которые летают круглый год и не по разу, по крайней мере, однажды в жизни приходилось сталкиваться с безнадежным опозданием. 

    В нынешнем году уважительные причины сразу нескольких надымских семей, летевших в разные месяцы в Москву, совпали. Вовремя стартовав из родного аэропорта, пассажиры без всяких приключений долетели до столицы и… как бы «зависли» над нею. Их самолеты попросту начали нарезать круги над Первопрестольной, ожидая разрешений на посадку. В одном случае этот полет, явно переставший приносить удовольствие, затянулся на лишних полтора часа, а в другом – более чем на два с половиной.

    Пассажиры одного из «зависших» над столицей бортов гадали, в чем причина затянувшейся посадки. Одни утверждали, что лайнер сжигает оставшееся топливо, другие кивали на наземные службы, не подготовившие вовремя полосу. Третьи, пессимистично настроенные, предчувствовали худшее – с самолетом что-то неладно. Свою версию выдвинули стюардессы: воздушное пространство занято потому, что аэропорт выпускает литерные правительственные рейсы.

    Это предположение бортпроводниц тут же разлетелось по салону. Собственно, никто из пассажиров не имел ничего против рейсов. Но больно уж тошно, в прямом и переносном смысле, стало в салоне уже через полчаса вынужденного движения на небольших высотах. Особенно пожилым пассажирам и мамочкам с маленькими детьми. Ну а тем, у кого были взяты билеты на авиарейсы в ближайшие часы, затянувшееся пребывание в воздухе не только доставило массу «незабываемых впечатлений», но и преподнесло неприятные сюрпризы по приземлении.

    Потратив лишнее время на полет, люди опоздали на регистрацию к своим следующим авиарейсам. Естественно, пошли в кассы с просьбой сделать отметку о том, что опоздали не по своей вине.

    Во всех случаях кассиры привычно направляли их к администратору аэровокзала. Тот, в свою очередь, «переводил стрелки» на начальника аэропорта, куда через охрану и без специального разрешения, оказалось, не пройти. В конце концов, после долгих переговоров, опоздавшие получили-таки заветные отметки. В них узнали и причину опоздания – «задержка по метеоусловиям аэропорта вылета».

     

    КАК ПРАВИЛЬНО

    Требовать денежную компенсацию  с перевозчика надо даже в такой запутанной истории, какая приключилась с надымчанами.

    В Роспотребнадзоре подсказали, что разобраться, почему рейс кружил и опоздал с посадкой, можно в суде. А для этого сначала стоит написать претензию – это обязательное условие перед обращением в суд. Правда, в надымском случае речь пойдет не о задержке рейса: самолет вылетел вовремя. Проблема в некачественно оказанной услуге.

    К претензии нужно приложить копии билетов с отметкой о задержке рейса, счета по расходам. Подать претензию можно в течение полугода с момента прилета, а ответ должны дать в течение 30 дней. Нет ответа? Или он отрицательный – подавайте иск в суд.

    Не можете самостоятельно, обратитесь к специалистам Управления Роспотребнадзора по ЯНАО и его территориальным структурам.

     

    ЛИКБЕЗ

    Опоздали из-за задержки рейса  на поезд, самолет, или вообще пришлось менять планы? Причины понервничать есть, но опускать руки  не стоит. Непредвиденные расходы можно вернуть.

    То, что далеко не все российские авиакомпании отличаются пунктуальностью, давно не секрет. Федеральное агентство воздушного транспорта по итогам каждого месяца публикует своего рода рейтинг «точности». В таблице указывается количество рейсов, которые выполнила каждая авиакомпания с задержкой. Результаты наводят на размышления… А еще и на то, что не мешает лишний раз подстраховаться, не покупая билеты впритык к следующей поездке.

    Однако, как говорится, мы полагаем, ну а располагает во многих случаях капризная северная погода. И ведь не так обидно, когда за окном такая круговерть, что света белого не видно, и всем понятно, что сидеть придется долго… А вот если погода благоприятная, а документ этого не подтверждает…

    Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ЯНАО Надежда Туякова, к которой «КС» обратился за комментарием, вспомнила недавний случай из судебной практики.

    Управление выступило в суде в защиту одного из жителей Салехарда. Мужчине по семейным обстоятельствам нужно было ехать в Киев. Он отпросился на работе, чтобы слетать в столицу Украины на несколько дней. Но поездке не суждено было случиться. Вылет из окружного центра задерживался, причем каждый раз на час, а в целом на целых три шестидесятиминутки. Менять билеты, чтобы всё-таки  добраться до Киева, резона не было… Мужчина решил прервать поездку и сдал билеты,  в итоге потерял не только время, нервы, но и приличную сумму. В отметке билетов значилось, что рейс задержан в связи с поздним прибытием самолета по метеоусловиям.

     

    Отказать в отметке  о задержке с указанием причины вам не имеют права. Отметку ставят службы аэропорта, в большинстве своем в справочном или информационном «окне». Документ о задержке может выдать и перевозчик.

     

    С письменной претензией несостоявшийся пассажир обратился в авиакомпанию с требованием, чтобы ему возместили убытки. Ответа не последовало… Пришлось судиться.

    Прежде чем в деле поставили точку, прошло пять заседаний. Понадобилось время, чтобы установить причину задержки рейса. Поначалу авиакомпания утверждала, что всему виной только погода. Но, запросив все соответствующие документы, опросив различные наземные службы аэропорта, выяснили, что задержали рейс не из-за погоды, а из-за отсутствия борта. Запланированный лайнер вовремя не прилетел, а запасного не оказалось. Суд оказался на стороне несостоявшегося пассажира и удовлетворил все его требования. В том числе и штраф, поскольку перевозчик не доказал, что задержка произошла из-за действий непреодолимой силы либо устранения неисправности, которая могла угрожать безопасности пассажиров. А отсутствие борта не является форс-мажорным обстоятельством.

     

    Штраф составляет 25 процентов минимального размера оплаты труда в РФ за каждый час просрочки, но не более половины провозной платы.

     

    Вообще, как отметила Надежда Туякова, «плохая погода» как причина выгодна для перевозчиков, поскольку относится к разряду уважительных. Здесь санкций к перевозчику меньше.

     

    КОММЕНТАРИЙ

    В случае отмены  или задержки вылета рейса пассажир имеет полное право отказаться от полета, и ему должны вернуть всю сумму, уплаченную  за перевозку.

     

    – Если вы всё-таки решили продолжить путешествие, –  подчеркнула Надежда Туякова, – то позже можете написать претензию и потребовать с перевозчика уплату штрафа и компенсацию морального вреда, а также непредвиденных расходов.

     

    Однако на деле, отмечает эксперт, перевозчики не спешат добровольно расставаться с деньгами. В основном все требования пассажиров удовлетворяются лишь по решению суда.

    За 2011 год в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО обратилось с жалобами на авиакомпании 11 человек. Пяти из них специалисты помогли составить претензии, от лица одного подали иск в суд. В 2012 году уже было 10 обращений ямальцев. Подготовлено 8 претензий и 2 иска в суд. По словам эксперта, несмотря на множество телефонных жалоб, далеко не все готовы отстаивать свои интересы. В основном до конца идут те, кто из-за задержки рейса потерял солидную сумму.

     

    Елена Пекка

    ksnad@yandex.ru

    Екатерина Пшенцова

    kati-ks@yandex.ru

    04.10.2012

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика