-1...-3°C

16+
  • Повесть о ненастоящем самолёте

    11.01.2013 15:32:21

    Повесть о ненастоящем самолёте

    Почему самолёт-амфибия «Ямал» так и не поднялся в воздух?

    Продолжая выискивать примеры использования имени «Ямал» в коммерческих целях, мы неожиданно наткнулись на самолет – не простой, а целую амфибию, носящую это гордое и звучное название.

    В обнаруженном сообщении упомянуто, что многоцелевой самолет-амфибия «Ямал» разработан по заказу консорциума «Авиаспецтранс» на ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Такого класса самолетов еще не было в стране!

    Сразу подумалось, вот ведь авиастроители молодцы. Как назовешь корабль, так он и поплывет, и полетит. А какое имя лучше, чем «Ямал», ассоциируется с надежностью? Недаром наш регион образно считают становым хребтом российской экономики. Исключительно превосходными качествами наградили и лайнер.

     

    ДВА  ПОПЛАВКА  И  ВЫСОКОЕ  КРЫЛО

     

    Его основное назначение – перевозка пассажиров и грузов в труднодоступные районы страны, где отсутствуют стационарные аэродромы и оборудованные площадки. Это могут быть таежные и вахтовые поселки, отдаленные метеостанции, изыскательские и геологические партии. Помимо этого, самолет предполагается использовать в качестве ледового разведчика для проводки судов по Северному морскому пути. Он может перевозить 18 человек пассажиров или две тонны грузов на дальность полета свыше 600 километров. Ну не машина, а просто находка для Севера.

    Но реклама на этом не заканчивается. Авторы углубляются в подробности: «По схеме амфибия «Ямал» – классический лодочный гидросамолет с двумя поплавками в качестве органов поперечной устойчивости. Аэродинамическая схема – моноплан с высокорасположенным крылом и т-образным хвостовым оперением».

    Необычной у агрегата имени нашего бренда, поставленного на крыло, является схема силовой установки: два турбовальных двигателя, размещенные на палубе лодки за центропланом крыла, приводят во вращение один толкающий винт, расположенный за вертикальным оперением. За основу винта «Ямала» взят АВ-34, разработанный для пассажирского самолета «Ил-114», двигатели РД-600С мощностью по 1300 лошадиных сил, производимые на ОАО «Рыбинские моторы». Трехопорное шасси с хвостовой стойкой, убирающееся в полете, позволяет безопасно эксплуатировать самолет с грунтовых и галечных аэродромов. Оно обеспечивает «Ямалу» самостоятельный выход на пологий берег после посадки на воду, что особенно важно для обслуживания сезонных промыслов.

     

    АЛЛО,  СРОЧНЫЙ  ЗАКАЗ

     

    Как замечательно всё это звучит! Где же эта чудо-техника? Срочно покупать и использовать на полную катушку на благо ямальцев. И вообще, почему до сих пор этого не сделано?..

    Такие вопросы вызвали у специалистов профильного департамента крайнее удивление. Здесь ничего не знали о летательном аппарате с невероятными характеристиками и выдающимся названием.

    Начали звонить на завод-изготовитель. Ответ представителя пресс-службы компании Станислава Смирнова  потряс: никакого самолета «Ямал» нет.

     

    – Как же? Вот ведь черным по белому написано: «создали…».

     

    – Только нарисовали, – поправил собеседник. – Данный проект был похоронен 15 лет назад, по сути, не родившись. Никому наш самолет-амфибия оказался не нужен, – подытожил он разговор. К опубликованной информации можайские инженеры, понятно, никакого отношения не имеют.

     

    Вот и выходит, чтобы новые технологии с фантастическими параметрами стали на крыло,  эффектного имени мало.

     

    АХ  ВЫ,   САНИ-АЭРОСАНИ

     

    Да, история знает немало погибших идей… Например, дирижабли, которым в далеком 75-м еще в Надыме пророчили дальние горизонты, всё еще не бороздят ямальское небо. Но сама тема воздушного транспорта для Российского Севера остается актуальной и не выходит из повестки.

    Не так давно российскую общественность оповестили: в Москве зреют инновационные планы по возрождению малой авиации. Инициатива исходит от «Движения развития», разработавшего для России авиационную доктрину. Его руководитель и одновременно председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает проблему северного воздухоплавания глобальной – ведь к северным регионам можно отнести две трети территории страны. Советские наработки либо физически, либо морально изношены, взамен ничего не создано. А пора бы.

     

    – ЯНАО в этом плане идеальный субъект РФ, – цитирует Юрия Крупнова сайт «Накануне.ру». – Здесь существует весь спектр транспортных задач в сложных климатических условиях. Тем более на территории округа реализуются грандиозные промышленные проекты, Севморпуть наращивает свою мощность, создаются новые производства. В этой ситуации очень заманчиво обратиться к правительству ЯНАО с предложением сделать округ экспериментальной площадкой для отработки принципиально новой перспективной транспортной системы на основе малой авиации! В случае успеха эту модель можно будет переносить на другие регионы России, особенно северные.

     

    Чем же собственно намереваются заинтересовать ямальцев москвичи? Крупнов и его единомышленники творчески подошли к разработке транспортной системы, которой теперь ищут применение. Обещают, что она позволит использовать в северных регионах даже беспилотные малые самолеты для перевозки различных грузов, как достаточно серьезных – до нескольких тонн, так и в несколько сотен килограммов, например, для перевозки почты.

    Второе направление создания перспективной региональной транспортной системы для наших северов, по мнению инноватора, – введение новых типов и видов транспорта, таких как экранолеты и экранопоезда, те же беспилотники, новые модели воздушных судов, а также важные для региона виды полуавиационной техники, слегка подзабытые, как например, аэросани.

     

    – В условиях Севера, где строительство автомобильных и железных дорог обходится чрезвычайно дорого, важно активно внедрять транспортные средства, передвигающиеся на основе экранного эффекта на небольших высотах над землей,  –  считает Крупнов.

     

    ТАМ  ЧУДЕСА…

     

    В том, что у транспортной системы от «Движения развития» большое будущее, в частности на Ямале, заговорили и в среде авиационных экспертов.

    Так, президент фонда «Партнер развития гражданской авиации» и заслуженный летчик СССР Олег Смирнов считает, что проект авиаразвития, реализованный в Арктическом регионе, станет реальной помощью и подспорьем в разработке природных ресурсов – нефти и газа.

     

    – Государство должно быть заинтересовано в развитии авиации на Ямале, потому как планы и ожидания от вложений в месторождения нефти и газа в этом регионе фантастические. Региону требуется огромное количество оборудования, новых технологий и, конечно, необходима транспортная инфраструктура. Ямал – своеобразный регион, по сути, там нет дорог, так что без авиации никак не обойтись, – рассказал Олег Смирнов.

     

    Правда, он усомнился, что на Ямале сейчас есть возможность запускать экранолеты, о которых говорится в проекте:

     

    – Могу сказать только как практик. Наша промышленность находится в деградированном состоянии. Россия объективно нуждается в местных авиалиниях, которые разрушены за десятилетия. Наш авиапром не может даже выдать для местных авиалиний самолет, к примеру, «Ан-2». Так что о экранопланах говорить пока рано.

     

    От  редакции:

    Вам ведь тоже интересно, как на Ямале восприняли новаторские идеи москвичей? Как пояснил «КС» директор окружного департамента транспорта и дорожного хозяйства Дмитрий Варакин, в его ведомство никаких документов на сей счет не поступало. «Но мы готовы рассмотреть все интересные идеи и предложения, направленные на развитие малой авиации», – подчеркнул Дмитрий Александрович.

     

    Александр Проков

    11.01.2013

     


  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика