Рекордсмен по пребыванию в космосе рассказал, как земные привычки подводят на орбите, а космические – на земле | «Красный Север»
0°C

Новости

Рекордсмен по пребыванию в космосе рассказал, как земные привычки подводят на орбите, а космические – на земле

В честь 60-летия первого полета в космос человека с Земли – Юрия Гагарина – салехардские дети встретились в МВК им. И.С. Шемановского с одним из рекордсменов по пребыванию в космосе, советским космонавтом Сергеем Авдеевым.


– Как нас готовили к полетам в космос? Знаете, достаточно просто. Система такая: а вдруг случится вот это или это, что ты будешь делать? А если на этом этапе что-то пойдет не так, что ты сделаешь, как выкрутишься? Вот так и готовили – чтобы без паники принимать любую ситуацию, – рассказал Сергей Авдеев школьникам.

Конечно, помимо отработки нештатных ситуаций, тогда, в конце 80-х, пока еще будущий космонавт Сергей Авдеев, впоследствии Герой России, уже работал в конструкторском бюро, а до того закончил Московский инженерно-физический институт по специальности «Экспериментальная ядерная физика». Космонавтом быть никогда не планировал:

– Мне было всего пять лет, когда Гагарин полетел в космос, и я помню радость людей. Но для меня это всегда была абсолютно несбыточная мечта. Так что я спокойно пошел учиться на инженера. И я уже работал инженером в конструкторском бюро, но моя занятость, плюс еще в институте курсовые работы – все было связано с космосом. В то время стали строить специальные приборы, малые спутники, телескопы для запуска в космос и измерения разных показателей. И гамма-телескоп нашего конструкторского бюро был призван изучать вспышки во Вселенной. Нужно было, чтобы этот прибор в космосе обслуживал знающий человек, чтобы телескоп служил дольше. И случайно я узнал, что у нас есть свой отряд космонавтов, в нашем КБ. Подумал, ну а отчего бы и нет? Просто чтобы обслуживать наш гамма-телескоп. Написал заявление – и в 1987 году меня перевели в отряд космонавтов. А в июле 1992 года впервые отправился на орбитальную станцию «Мир», на полгода. В третьем полете пришлось задержаться даже на год!

Как вспоминает и сам Сергей Васильевич и его жена Мария, после первого полета очень многое было непривычным. От земной жизни быстро отвыкаешь. Например, дома, во время обеда, мог запросто пытаться подвесить ложку или чашку в воздухе – просто привычка к невесомости. И наоборот, на борту станции как-то машинально снял и положил часы рядом с собой… и нашел их только спустя несколько месяцев – часы уплыли в неизвестном направлении, а нужно было всего-то закрепить их.

Фото: Нина Фальшунова
Фото: Нина Фальшунова

– Мы, ребята, гордились в Советском Союзе, что была создана такая ракета, которая была способна поднять человека живым и невредимым в космос, – обратился к школьникам Салехарда Александр Мажаров, директор департамента внешних связей ЯНАО. – Казалось бы, где Ямал, и где космонавтика? Но и мы немного причастны! Во первых, по договоренности с космодромами, на Ямале, в тех отдаленных территориях, где никто не проживает и не выпасаются олени, падают фрагменты ракет, ступени. А во-вторых, наша ямальская рыба с Салехардского рыбоконсервного завода попадает на стол космонавтов во время их тренировок для полетов в космос. Хорошее и правильное питание в космосе крайне важно, чтобы была постоянная поддержка нормального уровня энергии для работы.

Ребята задавали вопросы Герою России Сергею Авдееву. Спрашивали и о нештатных ситуациях, и о том, видел ли он неопознанные летающие объекты в космосе, и как относится к Дмитрию Рогозину на посту руководителя Роскосмосом, и многое другое.

На все вопросы Сергей Васильевич отвечал прямо и четко, с воодушевлением. Его супруга Мария рассказала, что работала корреспондентом журнала «Новости космонавтики», то есть могла знать намного больше, чем другие жены космонавтов. И от этого пережила очень много тревожных часов, когда что-то происходило на орбите с ее мужем. Один курьезный случай она запомнила, так как смотрела вместе со всеми, как супруг выходит из нештатной ситуации. Во время испытания очередного прибора-ловушки, который ученые на земле создавали много лет, у него не открылась крышка, а должен был ее открыть Сергей Авдеев в открытом космосе.

– Нужно было не пугаться, а быстро принять решение, – сказал Сергей Васильевич школьникам. – И тут мы с напарником поняли, что крышку прибора покрасили перед отлетом. И это оказалось критичным! У нас с собой был здоровенный нож, типа мачете. И пришлось эту краску счищать ножом, в итоге, сковырнули крышку и смогли открыть прибор для исследования и улавливания частиц в космосе. И супруга помнит, что в тот момент в ЦУПе почти плакал один французский профессор-старичок, чувствуя, что эксперимент провалится вот-вот, а потом прыгал от радости, как ребёнок. Вот такие эмоции.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Космонавты едят ямальские консервы и говорят спасибо


0

0

0

0

0

0



Темы