Русские робинзоны добрались туда, где 30 лет не ступала нога человека | «Красный Север»
0°C

Новости

Русские робинзоны добрались туда, где 30 лет не ступала нога человека

Редкие территории в Карском море со второй попытки «активировала» экспедиция из серии под общим названием «Легенды Арктики». Какими путешественники увидели острова Фирнлея, Тыртова, Нансена, Скотт-Гансена и Арктического института, с какими трудностями пришлось столкнуться в пути и куда отправятся в будущем?


Об итогах морской экспедиции «Красному Северу» рассказал идейный вдохновитель и новый руководитель ямальского отделения РГО Игорь Знаменский. Годом ранее по маршруту пытались пройти на снегоходах, но сложные метеоусловия заставили повернуть назад. Новый поход прошел под флагами клуба радиолюбителей-путешественников «Русский Робинзон» и Русского Географического Общества.

– Эту поездку мы запланировали почти три года назад, долго пытались дойти до тех мест, – рассказывает Игорь Знаменский. – Изначально хотели открыть новые острова для радиолюбителей, то есть экспедиция предполагалась чисто радиотехническая. Но ближе к старту появились новые задачи. Заповедник попросил провести экологический мониторинг Минприроды – мониторинг окружающей среды. 

Острова труднодоступные, даже работники заповедника, в который входят эти территории, сюда почти не заглядывали. В этой зоне корабли не ходят. На островах Нансена, Фирнлея, Тыртова, в Архипелаге Норденшёльда, думаю, лет 30 точно нога человека не ступала. Там остались старые полярные станции, которые бросили еще в 70-х годах. Конечно, фото- и видеосъемка интересовала всех.

– Вы отправлялись из Архангельска, а  промежуточной точкой путешествия стал порт Диксона. Какие испытания пришлось преодолевать?

– Мы планировали идти на корабле, но в самый последний момент он сломался,  экспедиция была на грани срыва. Нам помог легендарный капитан яхты «Апостол Андрей» Николай Литау. Мы предложили ему сходить в Арктику в 12-й раз, но при одном условии... без экипажа. Его командой должны были стать мы, члены экспедиции «Легенды Арктики», которые понятия не имели, как управлять яхтой, что значит идти по курсу…

Капитан согласился, взяв из своей команды только кока. Так мы и вышли в море. Учились всему на ходу, стояли вахты, Николай Литау нам всё объяснял, ругался, конечно, иногда, но терпеливо учил. Думаю, все остались живы только благодаря опыту капитана.

– Яхта как транспорт для высоких широт, наверное, не совсем подходит даже в августе. Как там ледовая обстановка? 

– Мы прошли три с половиной тысячи миль под парусами и не встретили ни одной льдинки, Арктика была чистой ото льда. Яхта «Апостол Андрей» специально строилась для походов в Арктику, за ней три кругосветки и уже 12 походов в Заполярье. С капитаном Николаем Литау она как одно целое, единый механизм. С ними можно идти куда угодно, я абсолютно уверен. 

– А непредсказуемость Арктики, ее же никто не отменял? Было такое, что светит солнышко, всё тихо... и вдруг резко сгущаются тучи и начинается свистопляска?

– Да, когда туда шли, был небольшой шторм, 8 баллов. А когда возвращались, попали в круговерть похлеще. Попытались спрятаться за Новой Землей. Нас четыре раза срывало с якоря и, в конце концов, понесло в море… 

Маршрут экспедиции
Маршрут экспедиции

Маршрут экспедиции

Сутки крутились в Карских воротах. Шторм 10 баллов, ветер 23 метра в секунду. В таких ситуациях тех, кто на вахте, просто привязывают, иначе волной снесет. Мы никак не могли вырваться… В конце концов, укрылись за островом Вайгач, трое суток пережидали там. 

Получилось, что на дорогу к островам потратили семь дней, а обратно возвращались 15 суток. Это и есть непредсказуемость Арктики.

– Сколько арктических островов за время экспедиции вы посетили?

– Всего пять, выйти в радиоэфир удалось с четырех. На острове Правды мы снимали заброшенную метеостанцию, обследовали, что там осталось и провели экологический мониторинг.

– Все места, в которых сейчас вы побывали, находятся в Карском море, но похожи ли они друг на друга?

– Абсолютно разные. Остров Нансена – верховые болота и вечная мерзлота. На островах Фирнлея, их четыре, сложилось впечатление, что там работала каменоломня. Ровные-ровные плиты, углы под 90 градусов обрезанные. Будто кто-то складывал остров из ровных плит. Потрясающее зрелище, красивые, огромные платформы, пласты – сюрреализм какой-то, нигде в Арктике больше такого не видел, как будто находишься не на земле, а на другой планете.

Острова Арктического института похожи на ямальские, песчаные косы и знакомые пейзажи тундры. 

Игорь Знаменский рассказал, что команда сложилась сама собой: «Люди сами подобрались, и никаких проблем в коллективе не было. Как правило, все участники экспедиций – радиолюбители, которых ведет одна цель – охота за островами»
Игорь Знаменский рассказал, что команда сложилась сама собой: «Люди сами подобрались, и никаких проблем в коллективе не было. Как правило, все участники экспедиций – радиолюбители, которых ведет одна цель – охота за островами»

Игорь Знаменский рассказал, что команда сложилась сама собой: «Люди сами подобрались, и никаких проблем в коллективе не было. Как правило, все участники экспедиций – радиолюбители, которых ведет одна цель – охота за островами»

На самом обжитом острове Тыртова находится законсервированная полярная станция, там прекрасная бухта, где можно спрятаться от шторма. 

Вообще пейзажи арктических островов летом, при хорошей погоде, напоминают  курортные места: песчаные пляжи, море, только погода очень резко меняется. То снег пойдет, то солнце, туман непроглядный, ветер, и всё в один день.

– Острова совсем необитаемые или животный мир всё-таки есть?  

– Когда высадились на острове Тыртова, вдалеке увидели белое пятно непонятного происхождения, как горка снега. «Пятно» не двигалось почти сутки, потом зашевелилось и стало понятно, что это был белый медведь, просто он спал. Хозяин Арктики походил, погулял, попытался подойти к лагерю, но мы его вспугнули. Тогда он переплыл залив  и еще около суток смотрел на нас с другого берега. 

А так следов видели много, нерпы часто попадались, чайки – постоянные наши спутники.

– А радиоохота за островами удалась?

– Результаты очень впечатляющие. Провели около 22 тысяч связей, вдвое подняли рейтинг этих островов среди радиоохотников. В среднем с каждой территории делали по пять тысяч связей, только в одном месте сгорел генератор, и это помешало нормально отработать. 

Вдобавок я испытывал новый вид передачи данных FT-8, появившийся год назад. Алгоритм у этой связи интересный, мне было интересно протестировать ее именно в полярных широтах. Когда мы находились на острове Нансен, состоялась самая дальняя связь – нам ответила станция Беллинсгаузена в Антарктиде.

В целом, результатов хватит на научную работу о том, как себя ведет связь в полярных широтах. И чем больше будет таких экспедиций, чем больше наработок и опыта. Ведь куда бы мы не уходили, сколько бы спутников не запустили, резервный канал всё равно останется коротковолновым. И, как это не раз подтверждалось, именно он спасает в самых сложных ситуациях.

– Это уже третья экспедиция «Легенды Арктики», не последняя? 

– Нет, прекращать путешествия не планирую. Сейчас строим новые планы.  В 2020 году будет отмечаться 200-летие открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым. Думаю, к тому времени нужно готовить «кругосветку».


0

0

0

0

0

0



Темы