«Шокер не нужен, хватит тревожной кнопки!» Врачей взяли под защиту от неадекватов и автохамов | «Красный Север»
0°C

Новости

«Шокер не нужен, хватит тревожной кнопки!» Врачей взяли под защиту от неадекватов и автохамов

Два с половиной года ушло на то, чтобы защитить пациентов от неадекватных граждан. Случай на Камчатке в начале 2017-го, когда упрямая автомобилистка помешала врачам скорой добраться до больного и тот скончался, запустил законодательный маховик – и вот результат. Тем, кто мешает врачам работать, грозит до трех лет по уголовной статье. Все ли учтено?


Законы, направленные на защиту жизни и здоровья пациентов и врачей, подписал Владимир Путин, 6 августа они вступили в силу.

Поправки коснулись Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса. Для лихачей и упрямых водителей, не уступающих дорогу скорой, в десять раз увеличены штрафы, предусмотрено лишение прав до года. Но если наказание для несознательных водителей предусматривалось и раньше (не такое строгое, как теперь: штраф не превышал 500 рублей, а срок лишения прав – трех месяцев), то для некоторых виновников трагичных случаев порой его не было вовсе.

Например, для законных представителей больного, отказавшихся от медицинской помощи из личных сомнительных убеждений…

Суровость кары напрямую зависит от тяжести последствий содеянного. Если кто-то сознательно помешал врачам, но помощь пациент всё же получил, скорее всего, нарушителю грозит «административка».

Гораздо серьезнее будут последствия, если по чьей-то вине медики не успеют спасти пациента. Такие инциденты будут рассматриваться в рамках Уголовного кодекса. Причем это касается и автохамов. Раньше они отвечали только за нарушение правил дорожного движения, теперь на них ляжет вина за причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерти по неосторожности.

Даже шутить себе дороже

Хулиганам и дебоширам тоже стоит задуматься. Даже неудачная шутка может привести на скамью подсудимых: поигрывание ножом или игрушкой, имитирующей оружие, устные угрозы. 

Перечень действий, препятствующих работе врачей, открытый. Определять, есть ли связь между действием подсудимого и дальнейшими событиями, будет суд. В зависимости от тяжести последствий нарушителю может грозить штраф до 80 тысяч рублей, пара лет принудительных работ или небо в клетку года на три.

Отметим, что корректировки законодательства широко обсуждались, в том числе в медицинском сообществе. Врачи, с которыми «КС» обсуждал новшества, говорят, что вопросы еще остались, надеются, что к законам выйдут поясняющие комментарии или правоприменительная практика подскажет ответы. 

Узкие дворы, беззащитный персонал

В ноябрьской скорой, например, считают тему ужесточения штрафов для водителей не очень актуальной.

– Я вообще хотел бы поблагодарить ноябрьских автолюбителей за понимание и уважение к работе экстренных служб, – говорит руководитель Ноябрьской станции скорой медицинской помощи Виктор Гордиенко. – Бывают редкие исключения, когда водитель мешает непреднамеренно, к примеру, не слышит сигнала из-за громкой музыки в салоне. 

А вот во дворах разъехаться сложнее. Чаще всего, чтобы эвакуировать больного, скорая должна подъехать к самому подъезду, особенно когда счет идет на минуты. Это далеко не всегда удается, поэтому случаются конфликты. Иногда больного приходится нести через весь двор…

– Другой пример: в квартире бригаду встречает какой-нибудь человек в неадекватном состоянии, – продолжает собеседник. – Это может быть сам больной, мы ведь выезжаем не только к соматическим пациентам… Тогда по инструкции мы должны входить в дом с сотрудником полиции, но участковый не может сорваться по первому кличу, а помощь нужна неотложная… 

Специалисты обучены и знают, как вести себя в подобных ситуациях. Но что делать, если осмотру больного или пострадавшего мешает какой-нибудь пьяный, агрессивно настроенный тип? 

– Он представляет опасность не только для пациента, но и для медработников, – подчеркивает Виктор Константинович. – Надо срочно вызывать наряд полиции, и, опять же, это не всегда возможно – рация, сотовый телефон слишком крупные, чтобы ими воспользоваться незаметно.

Пока на станции решают вопросы защиты персонала собственными силами.

– Было очень много предложений о том, чтобы выдать сотрудникам скорой травматическое оружие или электрошокеры, – вспоминает руководитель. – Мы категорически против такого решения. Медработники должны лечить, а защита – дело специально обученных людей. Мы хотим, чтобы у наших сотрудников при себе всегда была тревожная кнопка, причем она должна быть незаметной. Технически это возможно. 

В настоящее время скорая помощь обязана выставлять услугу по обеспечению безопасности на тендер. Как правило, конкурс выигрывает какое-нибудь частное охранное предприятие. Но частники не имеют права входить в квартиры, поэтому вызывать их бесполезно. 

– Зато такое право есть у служащих Росгвардии. Значит, сотрудничество именно с представителями этой структуры было бы лучшим решением, – заключил Виктор Гордиенко.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

– В Новом Уренгое автохамов хватает, – говорит фельдшер местной Станции скорой помощи Татьяна Яналина. – Только за прошлую смену мы с коллегами дважды сталкивались с такими.  Я убеждена, что ужесточение наказания за непропуск «скорой» возникло не на пустом месте. Водителей, полагающих, что проблесковые маячки и сирену мы включаем просто так, может и не стало больше, но их поведение стало более демонстративным, я даже сказала бы агрессивным.

Из-за них мы вынуждены снижать скорость или останавливаться, чтобы избежать ДТП. А это минуты, от которых часто в буквальном смысле слова зависит чья-то жизнь. Еще одна проблема нашего города – дворовые проезды. Бежать стометровку с медицинской сумкой, кислородным аппаратом, дефибриллятором, электрокардиографом, носилками – настоящее испытание. А представьте, как приходится транспортировать больного, если ему нужна помощь.


0

0

0

0

0

0



Темы