1...3°C

16+
  • Скалу подняли на дыбы

    18.09.2012 02:46:17

    Скалу подняли на дыбы

    Мы стоим на безопасном расстоянии от места проведения взрывных работ. Два раза прогудела сирена. Потом громадный столб скального камня взлетел к небу. Одновременно содрогнулся воздух, как при раскате грома. Немного жутко и в то же время приятно. Адреналин щекочет. Но убегать, например, желания не возникает.

    – Пять тонн взрывчатки было заложено, – поясняет заместитель директора по производству ЗАО «Ямалтрансвзрыв» Ильшат Насретдинов. – Теперь можно будет отправить на дробление около пяти тысяч тонн камня (это около 200 большегрузных самосвалов по 25 тонн грузоподъемностью. Приличный взрыв. Хотя бывают и намного мощнее. – Прим. авт.).

     

    ПЛЕЧОМ   К   ПЛЕЧУ

     

    Действие происходит на месторождении щебня Подгорненском. Рядом расположен дробильный комплекс ЗАО «Партнер». Хорошо, что есть у нас Полярный Урал, что природа заложила нам такие богатые запасы строительного материала в частности. К сожалению, ни экскаватором, ни бульдозером этот камень не взять. Поэтому в дело вступают взрывники.

    Сегодня на «Ямалтрансвзрыве» трудится более семидесяти человек. Совсем немного с учетом того, что задачи у предприятия большие и география работ охватывает отдаленные уголки округа.

     

    Сотни тысяч тонн песка, торфа, камня ежегодно производят ямальские взрывники. Кроме того,  они участвуют в ликвидации ледовых заторов.

     

    – Начинали работать на Ямале в структуре Министерства транспортного строительства СССР, – информирует директор компании Виктор Паздников. – Потом произошло акционирование, и сегодня мы работаем самостоятельно.

     

    Большей частью заказчиками «Ямалтрансвзрыва» выступают дорожно-строительные организации. Владимир Фёдорович вспоминает, как трудился плечом к плечу с такими легендарными первопроходцами-строителями, как Владимир Маслов и Владимир Нак. От начала и до конца взрывники участвовали в возведении железной дороги Обская – Бованенково (на первом 267-километровом этапе и на втором непосредственно до Бованенково). Взрывали скальную породу на Полярном Урале для отсыпки дороги и делали карьеры в тундре на вечной мерзлоте.

     

    ЕЁ  ВЕЛИЧЕСТВО ТУНДРА

     

    Строить в Заполярье, как известно, сложнее, чем в средней полосе. Взять всё ту же дорогу. Летом тундра расплывается тысячами ручьев, речек, озер и становится непроходимой. Зимой мерзлоту простыми способами не взять. Нет, вообще-то можно пробовать клыковать ее тяжелыми бульдозерами, на что уйдет не один год и денег немало. Поэтому если произвести взрыв карьера, то время строительства любого объекта сократится кратно. И зимой мерзлый грунт тут же укладывается в трассу либо поступает в накопитель.

     

    – В 1992 году мы взрывали грунт, а «Северстроймеханизация» им отсыпала дорогу Салехард–Аксарка. Более 30 километров было возведено именно взрывным грунтом, – сообщает Паздников.

     

    Другой объект – газопровод Лонгъюган–Салехард. Здесь взрывники проложили траншею под трубу длиной более 100 километров. Также методом взрыва. Не обошлось без специалистов «Ямалтрансвзрыва» и строительство газопровода Бованенково–Ухта, где заказчиком строительства является ОАО «Ленгазспецстрой». На сегодняшний день сооружена только одна нитка, но за ней будет вторая и третья… Так что работы хватит. С учетом того, что все магистральные трубопроводы зарываются в землю.

    Активно участвуют сегодня взрывники в заготовке торфа и щебня для автодороги Салехард–Надым. Через два года судьбоносная и долгожданная магистраль должна быть готова к проезду. Ждут начало строительства одноименной железной дороги.

     

    МЕСТОРОЖДЕНИЯ НАДЕЖД

     

    Заметим, что у ямальских взрывников самым комфортным, если можно так сказать, является место базировки – станция Обская. Тут нет театра, ресторанов, таунхаусов. Но всё же город рядом. Это важно, потому что большая часть их жизнедеятельности связана с труднодоступными поселениями, а то и просто полем – месторождением.

     

    – Когда еще не было дороги, до Бованенково первый автопоезд по зимнику добирался у нас семь суток. Пробивали путь через снежные заносы, ледяные торосы, везли буровые станки, взрывчатку. Отдыхали и питались в полевых условиях. Радиосвязь поддерживали… А теперь у нас установлена на предприятии система спутниковой навигации Глонасс, теперь трудности нас вовсе не пугают, – оживляется собеседник.

     

    В прошлую зиму бригада «Ямалтрансвзрыва» уже доехала по зимнику в Сабетту. Да! Проект «Ямал – СПГ» международного значения территориально расположен севернее Бованенково. Вечную мерзлоту без взрывов не покорить.

     

    НА  ЛЁД  И  В  ПЛАМЕНЬ

     

    Не забудем, что взрывники еще и первые помощники МЧС. Они десантируются с вертолетов на горящую лесотундру, взрывами создают минеральную полосу, пресекают пожары. Они выходят на лед весной для того, чтобы взрывчаткой разбить ледяные заторы и предотвратить затопление жизненно важных территорий.

    В 1999 году, когда город Надым топило, взрывники выходили на лед реки. Бурили шурфы, закладывали взрывчатку под лед в опасных условиях.

     

    – Как сейчас помню, – выдает теперь уже не секретную информацию собеседник, – глава города Владимир Ковальчук спросил меня: «Вы сколько взрывчатки привезли?» Отвечаю: «Полторы тонны». «Мало. Мы уже десять взорвали – всё без толку», – огорчился тогда Ковальчук. А мы под лед положили 115 килограммов и затор возле старого Надыма ликвидировали.

     

    К работе с взрывчатыми материалами, подчеркивает Паздников, допускаются специалисты, прошедшие специальное обучение, утвержденное органами Госгортехнадзора России. В дальнейшем они проходят ежегодную аттестацию для подтверждения квалификации. Весь технический персонал, руководители взрывными работами имеют высшее или среднее техническое горное образование. Словом, настоящие профессионалы своего дела.

     

    Сергей Истомин

    Istomin60@mail.ru

    18.09.2012

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика