-26...-28°C

16+
  • Теплоходу «Ямал» – счастливого плавания!

    28.06.2011 03:53:03

    Теплоходу «Ямал» –  счастливого плавания!

    В Тюмени отправилось в дальнюю дорогу  на Север современное судно катамаранного типа. Такой теплоход – первый и пока единственный  в нашем речном бассейне. Класс «М» позволяет ему ходить и в Обской, Тазовской губе. Этот катамаран – эксклюзивная разработка специалистов ЗАО «Экспериментальная судоверфь». Название предприятия говорящее. Его генеральный директор Игорь Добролюбов объясняет: «Экспериментальная – значит выполняющая так называемую штучную работу, то есть выпускающая несерийные суда».

     

     

    ИСПЫТАНИЕ ВЫДЕРЖАНО

     

    Судно это уже прошло испытание в северных широтах  как грузопассажирский теплоход. Дело в том, что еще в 2006 году «Судоверфь» выиграла тендер на его постройку по программе «Сотрудничество». И работа, спустя какое-то время, началась. Довелось увидеть катамаран, когда смонтировали только его плавучую основу. Главный конструктор предприятия Сергей Ермаков рассказывал тогда о том, как много предстоит сделать. Но мне в то время как-то не очень верилось, что замысел удастся воплотить в жизнь. И не только потому, что проект пилотный. Наша промышленность, к сожалению, почти перестала выпускать судовое оборудование, многое приходилось искать по всему миру. Но – находили. Кстати, качество импортного оборудования подтверждали сертификаты Российского речного регистра. Это было обязательно.

     

     

    konstruktor

    Главный конструктор Сергей Ермаков: «С этой площадки можно спуститься к воде».

     

    К особенностям судна специалисты относили его компоновку. Все жилые помещения находятся внизу, грузовая площадка – на верхней палубе. Каюты предполагались разного типа. Два салона с сидячими, откидывающимися креслами, для короткой дороги. Каюты второго класса четырехместные и первого класса двухместные, с санузлом. Катамаран построили, сдали его в 2008 году. В навигацию 2009-го он уже вышел в плавание. Правда, как заметил генеральный директор «Судоверфи», отработал он не совсем в таком варианте, как задумывалось. Не на линии пассажирских перевозок, а был сдан в аренду Южморгеологии. Но район плавания был тот же – Обская губа. Капитан корабля Владимир Евсюченко, вспоминая ту навигацию, поделился мнением:

    – Судно надежное. Мы в Обскую, Тазовскую губу на нем ходили. На борту было шестьдесят человек из Южморгеологии. Нормально отработали.

    В конце навигации катамаран пришел в Салехард.

    – Руководство округа решило теплоход модернизировать, – пояснил Игорь Добролюбов. – Чтобы он стал еще более комфортабельным. Был не просто пассажирским, а имел возможность перевозить людей на туристических линиях. Кроме того, увеличивалась автономность его плавания с запасом топлива, чтобы реже заходить на дозаправку.

     

    КАЮТЫ НА ДВОИХ

     

    Для размещения более комфортабельных кают пришлось перепланировать часть помещения на судне. Вместо салона сидячих мест появились спальные каюты. Сейчас они двухместные. Трехместных лишь две, они рассчитаны на семьи с ребенком. В каютах санузлы. Есть система кондиционирования воздуха во всех помещениях. Добавилось оборудование – спутниковая морская телеантенна, видеокамеры… В любой пассажирской каюте, в салоне, во вместительных верхнем и нижнем барах можно смотреть до пятидесяти каналов спутникового телевидения, есть и канал внутреннего судового наблюдения.

    Еще одно новшество ждет туристов. При доработке кормы в корпуса встроили ниши, в которых смонтировали небольшие трапы и посадочные площадки. Пассажиры могут спуститься с них к воде и перейти в маломерные суда, если предстоит, к примеру, морская прогулка или надо выйти на берег. На стоянке можно в безопасном месте также искупаться – была бы только теплая погода. На корме есть шлюпка, спасательные плоты и круги.

    Носовую часть при модернизации несколько расширили и удлинили. Это позволило оборудовать в трюмах кладовую для хранения продуктов и багажное помещение, необходимое для пассажиров. Впрочем, что касается крупногабаритных грузов, типа автомобилей, – для них сохранили место на верхней палубе. Причем сделали так, что, когда палуба используется как прогулочная, грузов не видно. Не забыли о команде корабля. Появились кают-компания, прачечная. Этого раньше не было.

     

    ТУРА НА ЭТОТ РАЗ НЕ ПОДВЕЛА

     

    В ходе всех изменений водоизмещение судна возросло на 60 тонн. Конечно, катамаран существенно перестроили. Часть старых конструкций пришлось вырезать, добавить новые. Подводила Тура. В прошлом году уровень воды в ней упал, это сдерживало работы. В апреле нынешнего он поднялся, но потом снова стал снижаться в первых числах июня. В авральном порядке спустили судно на воду. Работы уже продолжали там – в лодках, на понтоне. Всё это добавило забот. Но природа наконец-то смилостивилась. Вода сейчас прибывает, по сравнению с минимальным уровнем – уже на полтора метра. И никаких сомнений в том, что катамаран совсем скоро выйдет полностью готовым из Тюмени, нет.

    В эти дни, как рассказал Игорь Добролюбов, они помогали заказчику ввести судно в эксплуатацию, обеспечивать необходимыми комплектующими. Готовились предъявить все работы Речному регистру. Оформляли документы с контролирующим органом – Госморречнадзором. Без этого катамарану нет хода.

    Между тем на судне наводили лоск. Как заявил Сергей Ермаков, работы к тому времени были выполнены почти на сто процентов. Но еще красили, приводили в надлежащий порядок помещения. Команда тоже была занята. Без дела никто не сидел. Капитан корабля встретил нас с охапкой веников. Правда, фотографироваться с ними отказался. Провел в капитанскую рубку. Здесь на мониторе можно было видеть, что делается на корме, в носовой части, по борту. Стоит восемь видеокамер. Так что никто чужой не появится. Но в общем-то и не в этом дело.

    – Сомалийских пиратов у нас по определению нет, – пошутил Сергей Ермаков. – Всё это сделано с точки зрения удобства эксплуатации, для экипажа. Кроме того, «картинки» с видеокамер транслируются в судовую сеть. Пассажиры, не выходя из каюты, могут любоваться берегами, речкой.

    – По спутниковой системе навигации GPS пассажир может узнать, где идем, куда идем, где поворот. То есть косвенно участвовать в управлении кораблем, – добавил капитан.

     

    kapitan

     Капитан Владимир Евсюченко в рубке у  штурвала. 

     

    СЕВЕРНЫЕ МОТИВЫ

     

    Главный конструктор провел по судну. Рассказал, что полностью переделали интерьер помещений. Изменили дизайн. К работам привлекли дизайнерскую фирму. Использовали в оформлении северные мотивы (на снимке вверху). Предпочтение отдали синему цвету. И небо, и олени – синие. По пути нам встречались члены команды. Они, как выяснилось, хорошо знают Север. Боцман Евгений Куракин ходил и в Обской, и в Тазовской губе. 

    – Есть ли там трудности для судна и для экипажа? – переспросил он меня. – Да никаких. Хорошая команда, опытные речники.

    Механик теплохода Вячеслав Тикутьев тоже доволен:

    – Хорошо всё, основная часть – здорово. Еще впереди, правда, ходовые испытания. По реке вдоль берега, набережной пройдем.

    Капитан Владимир Евсюченко много навигаций провел на Ямале и убежден, что такие суда там очень нужны. Много направлений, где можно их применить.

    – Та же Сеяха, – говорит он. – Как туда добраться? Люди платят большие деньги за то, чтобы самим туда попасть, грузы довезти, контейнеры доставить. Сейчас на шельфе идут работы, в Обской губе. Там тоже проблема с доставкой. И нужна замена старых теплоходов, которым уже по пятьдесят лет. А этот корабль – двадцать первого века, в том числе и по экологическим параметрам. Та же очистка воды, современные комфортные условия, масса «умных» вещей. Мы, речники, только здесь это увидели. И очень рады за ямальцев.

    Экипаж уже полюбил корабль. Капитан проникновенно говорит о нем:

    – У каждого корабля, как и у каждого человека, есть душа. И судьба. Хочется, чтобы у нашего теплохода была счастливая судьба. Конечно, надо о борт разбить шампанское и красиво проводить корабль в большое плавание.

     

    Людмила НИКИФОРОВА

    Фото  автора

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика