-9...-11°C

16+
  • «Универсальные солдаты» спешат на помощь особым детям

    09.08.2014 01:02:51

    «Универсальные солдаты» спешат на помощь особым детям

    В Лабытнанги развивается уникальный для ямала проект.

    Открытие детского сада «Ромашка» порадует не только родителей дошколят, которые ждут своей очереди, но и семьи с малышами, физические возможности которых ограничены.

    Проект «Выездной воспитатель», призванный помогать таким семьям, зачастую вынужденным оставаться в четырех стенах, не замыкаться в своих проблемах, а их детям – социализироваться, не раз появлялся на страницах «КС». Напомним вкратце. Специалисты организовали занятия особых детей с педагогом-психологом и логопедом, на которые их вместе с родителями возит специальный транспорт. В отдельные дни те малыши, которым позволяет здоровье, отправляются в бассейн и на массаж.

     

    НАСТАВНИК ПО ГАРМОНИИ

    Вначале «Выездной воспитатель» охватывал шесть семей, в прошлом году число подопечных удвоилось. Теперь ­их уже 18, а сам проект вырос до тьюторского центра «Исток».

    – В нем, помимо занятий педагогов с детьми, которые не могут посещать общие группы детского сада, будут идти обучающие курсы для преподавателей, – рассказывает руководитель проекта, заведующая детским садом «Ромашка» Татьяна Лозовицкая. – Законом предусмотрена должность тьютора-наставника, но кто даст эти знания учителям в небольших северных городах? Их коллеги.

    Что должен знать тьютор, чтобы обучать других?

    – В первую очередь – индивидуальные особенности ребенка, с которым работает, – отмечает Татьяна Васильевна. – Безусловно, возрастную психологию, физиологию, то есть иметь начальные медицинские навыки. Педагогам – будущим тьюторам – надо уметь работать по той программе, которая предназначена для ребенка, быть коммуникабельными, но эмоционально устойчивыми. Не секрет, что некоторым сложно работать с особыми детьми, эмоции «накрывают». Тьютор должен уметь оказать консультативную, методическую помощь другим педагогам и родителям. Это многофункциональный педагог, настоящий «универсальный солдат».

    Тьюторский центр обоснуется в строящемся садике «Ромашка». Помимо 13 обычных групп, в нем предполагается создать четыре для детей с психофизическими нарушениями.

    Тьютор станет для ребенка наставником в образовании, будет работать с проблемами, которые обозначают родители. Например, замкнутому малышу поможет выйти на контакт, освоить базовые навыки: самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, считать. Всему тому, чему учатся и другие дети. Конечно, первые несколько часов специалист проведет не с малышом, а с родителями, познакомится со средой, в которой живет будущий воспитанник. Занятия с ним организуют по санитарным требованиям и нормам, а также медицинским показаниям.

     

    НУЖДАЮЩИХСЯ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ

    Сейчас в центре трудятся четыре тьютора, которые ведут 15 детей. Но это не все нуждающиеся малыши – согласно мониторингу, который провели специалисты управления образования, в новом учебном году потенциальную потребность в тьюторах испытывают 25 юных лабытнангцев.

    Рабочая неделя такого педагога рассчитана на 36 часов. На нем лежит большая нагрузка – не только вести детей, но и обучать других педагогов. Расширение штата зависит от финансовых возможностей детсада «Ромашка», который откроется в третьем квартале 2015 года. Отметим, что это единственный в городе детский сад, где будет рассмотрена возможность инклюзивного дошкольного образования.

    – Речь идет не о комбинированных группах, – подчеркивает руководитель проекта, – а о группах общеобразовательной направленности, которые смогут посещать по два-три особых малыша. Безусловно, те, которым позволит здоровье.

     

    ЧТО ТАКОЕ ЛЕКОТЕКА?

    Кроме тьюторского центра, «Ромашка» сможет похвастаться уникальным оборудованием. Здесь будет размещена лекотека. Это не просто помещение, хранилище развивающих игр и методических материалов. Это специальное подразделение, в котором предполагается наличие ставок педагогов-психологов, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, логопеда. Заниматься в лекотеке смогут дети, которые не ходят в обычные детские сады и которым необходима психолого-педагогическая и социальная помощь.

    Центр «Исток» заказал для лекотеки специальное оборудование. В том числе  тренажер Гросса, который позволит детям с ДЦП тренироваться в ходьбе (принцип такой же, как у ходунков), подъемник для бассейна. Дополнят арсенал игрушки для развития общей подвижности, ручных навыков, тактильного и зрительного восприятия, речи и языка и многое-многое другое.

    Специалисты уже отправили заявку проекта, равного которому на Ямале пока нет, на грант губернатора.

     

    АКЦЕНТЫ

    В ребёнка надо сначала поверить.

    Цель работы тьютора (наставника, куратора) – в организации условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в образовательную среду.

    В основе работы тьютора (как и любого другого взрослого, работающего с особым ребенком) должны лежать вера в ребенка, искренний интерес к его личности, принятие его особенностей, доброжелательность, терпение, последовательность.

    Тьютор помогает организовать и адаптировать под нужды ребенка жизненное пространство (рабочее место, места отдыха), где бывает ребенок, помогает организовать занятия с учетом особенностей малыша и его физических возможностей, дозировать нагрузки, адаптировать учебный материал и пособия.

    В каждом индивидуальном случае задачи у тьютора разные. Поэтому, например, условия работы со слабовидящим ребенком или малышом с ДЦП, который серьезно ограничен в движении, различаются.

    ----------------------------------

    СПРАВКА  «КС»

    Тьютор – должность официальная.

    Она появилась в России в 2008 году, официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216-н и №217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 года под № 11731 и № 11725 соответственно).

    Специальность «тьютор» внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761-н Минздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).

     

    Анна ИВАНОВА

    sobkor_lbt@rambler.ru

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика