1...3°C

16+
  • В каких городах Ямала жить комфортнее?

    03.12.2012 02:45:57

    В каких городах Ямала жить комфортнее?

    Проблемы регионального градостроения достались нам в  наследство от первой волны освоения.

    Можно ли победить недавно появившиеся в ямальских городах но уже здорово раздражающие автомобильные пробки и есть ли шанс найти места для парковок?

    Ответ на эти и многие другие насущные для ямальцев вопросы знает Валентина Волошанская, заместитель директора окружного департамента строительства, начальник управления архитектуры и обеспечения градостроительной деятельности – главный архитектор Ямала.

    В этой должности Валентина Васильевна работает с 2004 года. До той поры 19 лет она была главным архитектором Ноябрьска.

     

    ОШИБКА  – К  СМИРЕНИЮ

     

    voloshanskaya

    – Следует отдать должное всем первопроходцам, которые начинали строить города нефтегазового комплекса, – рассуждает собеседница. – Это был просто подвиг каждого человека. В суровых климатических условиях при дефиците дорог, в неимоверно сжатые сроки… Сегодня каждый из этих городов имеет свое лицо, свою особенность. К сожалению, не всё и не везде получилось с блеском. Не очень хорошо вышло с планировкой  города Нового Уренгоя. В самом начале строительства произошла ошибка. В первом генеральном плане города вся жилая застройка была сосредоточена между железной дорогой и рекой, а в процессе его бурного развития оказалось, что  этого недостаточно. Вторую часть города пришлось  расположить за железной дорогой. От этой разорванности жители газовой столицы имеют немало неудобств, но, к сожалению, с этим придется смириться.

     

    Не могли мы не обойти в беседе с мэтром архитектуры и тему автомобильных пробок на дорогах, и дефицит парковок. Структуру городов уже не изменить, уверена Волошанская, но, учитывая то, что пробки возникают только в часы пик, ликвидировать их можно, если несколько разнести по времени графики работы градообразующих учреждений. 

    Скопление транспорта во дворах – такая проблема тоже существует. Но увеличивать дворовые пространства в целях обеспечения стоянками индивидуального транспорта всего проживающего населения невозможно. Учитывая всеобщую автомобилизацию, в каждом дворе нужно строить стоянки на 100–200 автомобилей, а по противопожарным нормам расстояние от таких стоянок до окон  жилых домов должно быть не менее 35 метров плюс площадь самой стоянки 20 квадратных метров на каждую машину, дистанцию между домами пришлось бы увеличить в разы. Однако плотность застройки регулируется многими требованиями, которые особенно жесткие для районов Крайнего Севера – это обеспечение пешеходной доступности к объектам общественного назначения, экономия теплоносителей, которая напрямую зависит от протяженности инженерных сетей.

     

    Конечно, автостоянками нужно заниматься, причем многоэтажными, привлекать для этого малый  бизнес, создавать гаражные кооперативы. Вот только как переделать психологию людей, автовладельцев, которым лучше всего оставлять железного коня  на ночь под своим окном?.. Вопрос, как говорится, риторический. И не только архитекторам искать на него ответ…

    Кстати, вы знаете, что самым благоустроенным городом Ямала считается Ноябрьск? Это звание нефтяная столица завоевывала на всероссийском уровне дважды. Но удалось это, оказывается, не без борьбы…

     

    А  РУКА  ПОДНИМЕТСЯ?

     

    – Есть там отличная лыжная трасса, которая проходит через массив соснового леса, – вспоминает Валентина Волошанская. – А нефтяникам, выполнявшим функции госзаказчика по строительству города, нужно было срочно построить быстровозводимое жилье – комплекс из семи трехэтажных домов. Решили использовать часть массива, примыкающего к дороге, в нарушение генерального плана города. Руководство города тоже не высказало возражений. Понимая, что в отдельности с каждым участником принятия решения мне не справиться, я  организовала выезд всех заинтересованных лиц самого высокого ранга к выбранному участку и спросила: «У кого поднимется рука на эту красоту?» И предложила альтернативное решение, которое все поддержали.

     

    – Я особо боролась за то, чтобы сохранить зеленые массивы, – с оживлением отмечает Валентина Васильевна. – В Ноябрьске грунты песчаные, хвойные деревья практически не приживаются, березки растут медленно, а хотелось, чтобы город был зеленым. Знаете, мы каждую сосну на строительной площадке перевязывали ленточкой, составляли  двухсторонний акт и постоянно контролировали, чтобы ни одно дерево не погибло.

     

    Город развивался бурно. Только жилья возводилось в год до 120 тысяч квадратных метров.  Кроме того, строились школы, детские сады и многое другое, что необходимо для жизни горожан. Несмотря на свою молодость, благодаря вере в свое дело, коммуникабельности, открытости архитектору удавалось находить общий язык с начальством. Убеждать  в необходимости исполнения генерального плана города, градостроительных норм, осуществления мероприятий по благоустройству города, чтобы людям в нем было комфортно и радостно жить.

     

    Между тем особо широкого поля для  творчества у архитекторов и строителей тех лет не было. Как известно, города появлялись на карте страны по постановлениям партии и правительства, а для школ и детских садов использовались типовые проекты, для жилья – технология крупнопанельного строительства. Даже кирпич распределял обком партии…

     

    – Хотелось, чтобы Ноябрьск был светлым и радостным, – подчеркивает Валентина Васильевна. – Возможности для этого мы находили. Повезло с главным застройщиком – трестом «Укртюменьжилстрой», где подобрались люди неравнодушные, влюбленные в профессию, беспрекословно выполнявшие наши требования по цветовому решению фасадов в пастельных солнечных тонах.

     

    Позднее, в послеперестроечные годы, по словам Волошанской, появились возможности строить объекты по индивидуальным проектам. Удалось разрядить декоративными и архитектурными элементами жилые микрорайоны. Появился монумент в честь первопроходцев, площадь Опаленной юности, скверы, посвященные геологам и чернобыльцам. Сегодня Ноябрьск – красивый благоустроенный город с четким зонированием территории.

     

    СПРАВКА «КС»

    Валентина Волошанская окончила Красноярский политехнический институт, факультет архитектуры. Работала в отделе по делам строительства и архитектуры Ямало-Ненецкого окрисполкома с 1979 года. Отдел осуществлял контроль над застройкой всех населенных пунктов округа. В 1985 году по рекомендации руководства окрисполкома была направлена в молодой город нефтяников – Ноябрьск. Валентина Волошанская является членом правления Союза архитекторов России.

     

    КСТАТИ

    Звание «Заслуженный архитектор Ямало-Ненецкого автономного округа» учреждено в прошлом году. Губернатор Дмитрий Кобылкин  впервые в истории Ямала присудил данное почетное звание Валентине Волошанской. Ранее ей присуждены награды: «Заслуженный строитель России», «Ветеран труда», «Ветеран ЯНАО», медаль Союза архитекторов России «За преданность содружеству зодчих», звание «Почетный строитель России». 

     

    Александр Проков

    Фото с www.city-noyabrsk.ru 

    03.12.2012

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика