ОБЩЕСТВО Участок трассы Коротчаево – Новый Уренгой укрепили матрацами «Рено» ЖИЛЬЕ Мэр Ноябрьска проверил, как справляется с работой застройщик «Тюменьтел» СПОРТ «Факел» – «Зенит»: обещают жару НОВОСТИ Первые семьи на Ямале уже оформили маткапитал в 500 тысяч рублей СПОРТ Горячкина и Вэньцзюнь сыграли самую короткую партию вничью. Главная битва – завтра ПРОИСШЕСТВИЯ На Ямале пенсионер пытался зарезать знакомого осколком бутылки ПОЛИТИКА На Ямале подвели промежуточные итоги акции «Елка Заботы» ПРОИСШЕСТВИЯ «Хотел ему леща дать». В лабытнангском клубе прокомментировали смертельное ЧП ЗДОРОВЬЕ В Ноябрьске лабораторно подтверждены шесть случаев гриппа НОВОСТИ В Новом Уренгое перенесут стелу города ради многоуровневой развязки ПОЛИТИКА Кузница кадров. В кабмин вошли три политика из «тюменской матрешки» ОБЩЕСТВО Интересное за ночь: новый состав правительства, «зимние» клещи и 300 рыбаков на льдине ПРОИСШЕСТВИЯ На Ямале в гараже нашли склад стволов и боеприпасов ОБЩЕСТВО На календаре «КС» 22 января 1971 года ОБЩЕСТВО В Газ-Сале опросили уже каждую третью семью ОБЩЕСТВО Гороскоп для всех знаков Зодиака на 22 января 2020 года ЭКОНОМИКА Ноябрьская фирма задолжала работникам 15 миллионов НОВОСТИ Салехардским бизнесменам разрешили не платить аренду ЭКОНОМИКА Запсибкомбанк продлил операционный день для корпоративных клиентов ОБЩЕСТВО В Овгорте открыли новое пожарное депо. В нем тепло и есть вода ЖИЛЬЕ Стало известно, сколько ямальцев получат федеральные деньги для переезда ОБЩЕСТВО Тазовчанам обещают увеличить скорость интернета НОВОСТИ Всего 87 км – и автодорогу Надым – Салехард откроют ПРОИСШЕСТВИЯ На Ямале легковушка врезалась в грузовик. Водитель в больнице ПРОИСШЕСТВИЯ В заповеднике на Ямале поймали браконьеров с тушами дикого оленя НОВОСТИ Срочно нужны деньги. Салехардские зоозащитники просят о помощи НОВОСТИ Появилось расписание празднования Дня оленевода в разных городах Ямала ПОЛИТИКА Ветеранам уральского региона вручают юбилейные медали НОВОСТИ Интересное за ночь: Эстония осуждает Россию за напоминание о Второй мировой, а постпреды России и Британии при ООН троллят друг друга ОБЩЕСТВО На календаре «КС» 21 января 1972 года


  • В пятидесятом году жизнь в Надыме вовсю кипела!

    28.04.2014 05:45:09

    В пятидесятом году жизнь в Надыме вовсю кипела!

    Ямальский историк Вадим Гриценко намерен восстановить историческую справедливость.

    В Надыме впервые представлен документ, подтверждающий реальный возраст города – 65 лет. Это на 23 года больше, чем принято считать.

    Презентация технического проекта железнодорожной линии Чум – Салехард – Игарка, изданного в 1950 году, состоялась в ходе историко-краеведческого вечера в городском Музее истории и археологии. Ее провел известный ямальский историк Вадим Гриценко. Исследователь уверен: опираясь не только на проект, но и другие исторические документы, днем рождения города надо считать 22 апреля:

    – 8 апреля 1949 года из Салехарда по снежной целине в район будущего мостового перехода через реку Надым вышла тракторная колонна. Машины везли с собой людей и необходимые на первое время грузы – оборудование, продукты, палатки, топливо. 22 апреля, после двух недель тяжелейшего пути, колонна прибыла на место будущей базы к реке Надым.

    Из-за начавшегося потепления лед на реке ослаб, и трактора решено было не отправлять в обратный путь. Они остались на месте и позже были использованы при возведении железной дороги и моста. Кстати, строительные работы на трассе начались без проекта в том же 1949-м.

     

    НО ПОЧЕМУ НЕ СТАРЫЙ НАДЫМ?

    – Этот вопрос возникает часто, – заметил Вадим Николаевич. – Ведь с 1929 по 1934 год Старый Надым был центром кочевого оленеводческого совхоза «Нарьяна Надым». В 1943 году поселок стал крупнее: туда была доставлена группа спецпереселенцев, и к имеющимся зданиям добавились новые. Но строить там станцию не решились из-за сезонных паводков, которые раз в пять-десять лет бывают особенно обширными.

    Площадка, выбранная для обустройства железнодорожного депо и остановки (территория нынешнего районного центра), от половодий не страдала. А близость крупной водной артерии – реки Надым – открывала перспективу организовать смешанные железнодорожно-водные перевозки и привлекала местное население.

     

    РОЖДЁННЫЙ СТАЛЬНОЙ МАГИСТРАЛЬЮ

    Сохранившиеся архивные данные свидетельствуют, что в 1950 году на станции Надым было более полусотни социальных объектов: школа и клуб, детсад и баня, столовая, магазины, 55 четырехквартирных и двухквартирных жилых домов. В поселке действовали курсы телеграфистов, сцепщиков вагонов и стрелочников. Станцию обслуживали около 600 работников.

    В 1951 году Надым стал центром девятого лагерного отделения. Ему были подведомственны 18 лагерных пунктов, расположенных в радиусе 178 километров.

    Вадим Николаевич напоминает и то, что писал в своих воспоминаниях Аполлон Кондратьев, очевидец и участник тех событий: «Жители Надыма в большинстве своем реально и ясно представляют, что этот город возник именно из-за строительства железной дороги, известной как стройка 501».

     

    МОСТ ЧЕРЕЗ НАДЫМ ТОЖЕ БЫЛ!

    История сохранила для нас не только фотографии низководного моста через реку Надым, но и архивные записи. В чем-то он был поистине уникальным сооружением: стоял на деревянных свайных опорах, на которые были уложены 11-метровые металлические пакеты, общей длиной около 300 метров.

    Весной, перед самым вскрытием реки, железнодорожный путь и металлические пакеты убирались – ледоход проходил выше опор. А после спада воды конструкция укладывалась обратно. Путь восстанавливался, по нему открывалось движение.

    Конечно, этот переход считался временным, но по нему поезда ходили до реки Правой Хетты, где на момент закрытия ГУЛ ЖД 501 успели поставить бетонные быки. Позже на них легли железнодорожные пролеты, а по ним, кстати, и сегодня ходят железнодорожные составы.

     

    СТРОИТЕЛИ И ГАЗОВИКИ ПРИШЛИ НЕ НА ПУСТОЕ МЕСТО

    Газеты прошлых лет сохранили воспоминания о появлении первопроходцев Медвежьего: «Тихая фактория Надым забурлила новоселами. Встречали людей тепло. Квартиры сразу нескольких семей превратились в общежития. А жили здесь телеграфисты, дизельщики, служащие фактории и работники выборных участков».

    – По документам и свидетельствам очевидцев мы можем сделать вывод о том, что до 1967 года на месте теперешнего Надыма был населенный пункт, в котором около десятка семей жили постоянно, – говорит Вадим Николаевич. – Он в запустение не приходил никогда. А в мировой исторической практике поселение считается основанным, если в нем начинают постоянно жить люди.

    Все свои доводы и имеющиеся доказательства историк представил в письме, которое в ближайшее время намерен передать для официального рассмотрения в Собрание депутатов города Надыма.

     

    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    От письма отмахиваться не собираемся.

    Геннадий Радиола, председатель городского Собрания депутатов:

    – Сам по себе вопрос Вадима Гриценко очень интересный. И с исторической точки зрения не нов – многие населенные пункты стараются увеличить свой возраст. Но наша задача – рассмотреть его максимально объективно.

    Для этого стоит проанализировать имеющиеся данные детально. Скорее всего, мы запросим дополнительную информацию у сторонних источников – в государственных архивах и исследовательских институтах. Общественную и экономическую оценку поручим выполнить нашим депутатским комиссиям, ведь пересмотр дат тоже во что-то обойдется местному бюджету.

    Не исключаю того, что тема также будет вынесена на городские общественные слушания. По результатам всей этой работы и будет принято окончательное решение.

     

    Елена ПЕККА

    ksnad@yandex.ru

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...