-1...1°C

16+
  • Ямал. Net?

    19.04.2013 02:34:56

    Ямал. Net?

    Ещё лет десять назад, набрав в поиске «Ямал», можно было найти разве что несколько десятков энциклопедических статей и редкие отзывы побывавших на Крайнем Севере гостей из больших городов с обязательными фото оленей. Что изменилось за прошедшее время?

     

     

    Портрет любого города или области складывается не только из географического рельефа или национальных особенностей. Ещё одно лицо у региона создаётся в Интернете – это сообщества его жителей, его проблемы и радости, это рассказ о нём его же обитателями.

     

     

    В СЕТЯХ СОЦИУМА

     

     

    Социальные сети объединяют ямальцев даже после того, как они фактически перестают ими быть: очень много у округа сообществ в излюбленных регионах для переселения – «Ямал в Уфе», «Ямал в Белгороде», «Ямал-СПб» для студентов из Северной столицы, «Ямал в Москве».

    Как показывает небольшой поиск по самым популярным соцсетям, «ВКонтакте» больше всего пользователей-ямальцев указали своими городами Ноябрьск, Новый Уренгой и Надым (больше тридцати тысяч на каждый из городов). Салехард уступает – 14 с небольшим тысяч.

     

    В «Одноклассниках» Ямал представлен обширнее, в целом пользователи там постарше, чем «ВКонтакте». Может быть, влияет то, что, переезжая на учёбу в более крупные города, бывшие ямальские школьники, ставшие студентами столичных вузов, часто меняют и город проживания на личной страничке. А именно они больше сидят в молодёжной соцсети.

     

    В «Одноклассниках» больше семидесяти трёх тысяч пользователей указали своим городом Ноябрьск. Тех, кто признал своим городом Новый Уренгой, ещё больше – почти восемьдесят тысяч. Надым и Салехард вписало почти одинаковое число пользователей – по тридцать с небольшим тысяч.

     

    Что чаще всего делает ямалец в соцсети? Да то же самое, что и житель любого другого региона: общается, «лайкает» фото и смешные цитаты, переписывается с друзьями. Не так давно в сетях стали появляться и ямальские коммерческие группы и паблики (публичные странички). Иногда это представительство фирмы или компании в Сети, иногда подспорье для индивидуального бизнеса. Есть группы для вожатых и для активистов – в группе «Дороги Ямала», которые поставили своей целью навести порядок на дорогах, уже больше шестисот человек. Вроде бы и немного, но для и так немногочисленного Салехарда – приличная цифра. Много групп посвящено ямальским городам, но не все активно ведутся, часто становясь жертвами спамеров с висящими подолгу на стене объявлениями «Ищу такого-то» или «Еду в ваш город, куда лучше сходить?». Хотя чаще всего именно в группы городов одними из первых вступают пользователи «ВКонтакте», регистрируясь в Сети. Видимо, прежде всего, идентифицируют себя именно по месту проживания, а потом уже по интересам.

     

    В «Фейсбуке» цифры поскромнее – чуть больше четырёх тысяч человек указывают, что они были или работали в Салехарде. Группа, посвящённая Ноябрьску, в том же «ФБ» объединяет меньше ста пользователей.

     

     

    О БЛОГОВОДСТВЕ, И НЕ ТОЛЬКО

     

     

    В марте в Салехарде стартовала «Школа блогеров Ямала», которая была призвана оживить интернет-пейзаж округа. Вести занятия в ней пригласили известных уфимских блогеров, специалистов по социальным медиа и юристов. Среди учеников предсказуемо оказалось много журналистов, на втором месте – специалисты по работе с интернет-медиа и те, кто пришёл по своим мотивам. Для кого-то это возможность больше узнать о продвижении групп в соцсетях, для кого-то – возможность раскрутить свой проект. Впрочем, организаторы не раз подчёркивали: это не «обязаловка», а возможность пообщаться с единомышленниками. Подробностями о школе поделилась Евгения Куцуева, уфимский блогер и руководитель этого проекта.

     

    – Идея «Школы блогеров» родилась из личной потребности овладеть технологиями работы в социальных медиа, – рассказывает Евгения. – Хотелось сделать бесплатную школу, где была бы возможность наряду с техническими основами работы в сети получать знания о том, как создать интересный, качественный контент, поговорить о специфике текстов для соцсетей и о том, как максимально эффективно и быстро продвигать проекты в Интернете. В Уфе «Школа блогеров» живёт уже полтора года, за это время обучение по 50 предметам прошли около 80 человек. Мы также развили особую форму освещения мероприятий и объектов – блог-туры. Показываем туристическую привлекательность региона именно через такие выезды.

     

    – Женя, а можно ли вообще научить человека быть блогером?

     

    – Научить нельзя, научиться можно. Моя задача как руководителя школы – дать в концентрированном виде знания, которые человек мог бы и сам собрать из разных источников, но у него на это ушло бы гораздо больше времени. К тому же вместе с теорией даётся практика, действующие, многократно проверенные и на деле работающие стратегии. Плюс создается сообщество людей, близких по духу. В таком формате гораздо быстрее идёт усвоение информации и персональный рост каждого ученика.

     

    –  А что впереди у Ямала в этом плане?

     

    – Перспективы у «Школы блогеров Ямала» отличнейшие, я очень обрадована той творческой активностью и ответственностью учеников, которая проявилась с первого же занятия. Теория сразу применяется, задания выполняются. Среди учеников школы много журналистов, которые изначально умеют обращаться со словом, но и те, кто не имеет к журналистике отношения, нисколько своим коллегам не уступают. Я с гордостью отмечаю рост упоминаемости Ямала, Салехарда и «Школы блогеров» в информационном пространстве, и это заслуга наших учеников. Что касается перспектив, то тут, на мой взгляд, они состоят в создании сильного блогерского сообщества, которое формирует информационную повестку для официальных СМИ, а также  в объединении с блогерскими сообществами других регионов и столицы.

     

    Есть у «Школы блогеров Ямала» и первые успехи:

     

    – Уверена, у нас всё получится, – говорит Женя. – Коллеги из других субъектов уже продемонстрировали сетевую солидарность, поддержав нас в эксперименте по выводу в федеральный топ поста про ямальскую блогосферу в «Живом Журнале». Послы ЖЖ рекомендовали этот пост к обязательному прочтению, а сам пост лишь за два часа набрал больше тысячи комментариев. Я считаю, это хороший показатель.

     

     

    ИМХО

     

     

    Есть в интернет-среде такое хорошее слово – IMHO, его расшифровывают как «In my humble opinion» (в переводе с английского – «по моему скромному мнению»). Этим словом часто обозначают субъективные высказывания, не претендующие на истину в конечной инстанции. Появление ИМХО в тексте говорит, что сообщение – не общепризнанный факт, а только личное мнение автора, и он его никому не навязывает.

    Так вот, ИМХО, Ямалу в Интернете надо быть. И не только для раскрутки важных проектов. Надо быть ещё и для того, чтобы на сайтах типа «Командировка.РУ», где обсуждают свои поездки специалисты разных сфер, или на сайте www.esosedi.ru, где города и регионы делятся своими особенностями друг с другом, или на сайтах для туристов не было пустых страниц под ссылками на ямальские города, как мы это видим сейчас. Чтобы у жителей других регионов не возникало представления об округе как о месте, где ничего нет, кроме фото оленей.

     

    К тому же самим ямальцам куда интереснее читать краеведческие блоги жителей округа, а не заезжего журналиста, которого один раз провезли с фотоаппаратом по самым характерным местам. Нам не надо стыдиться рассказывать о себе, но и не надо делать этого через силу, запихивая на страничку десять фото всё тех же оленей.

     

    На мой взгляд, самое главное и нужное для присутствия округа в Сети уже есть в его жителях – это и желание, и энтузиазм. «Школа блогеров» – инструмент, с помощью которого можно научиться делать это эффективнее. Но самое главное есть в самих людях – благотворительные проекты, зародившиеся в Сети, уже живут и работают. И есть блоги, куда можно зайти и прочитать интересные факты о своём городе. Ямал понемногу обретает лицо в Интернете.

     

     

    Одна из самых многочисленных ямальских групп – «NUR Новый Уренгой», в ней состоит более 17 тысяч человек. В «Типичном Ноябрьске» численность превышает шесть тысяч человек. Больше четырёх тысяч подписаны на группу «Помощь животным Ноябрьска». Численность группы «Типичный Губкинский» едва не дотягивает до тысячи.

     

    «Ненэця вадавна лаханакурта» – группа для ненецкоговорящих ямальцев. В ней состоит более ста человек, живущих на Ямале и в Санкт-Петербурге.

     

    Анна ИВАНОВА

    19.04.2013

     


  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика