Ямальские учителя жалуются: «Отчетов все больше. На учеников времени не остается» | «Красный Север»
0°C

Новости

Ямальские учителя жалуются: «Отчетов все больше. На учеников времени не остается»

Учителя сетуют на вал документов, которые приходится заполнять ежедневно. Власти же давно задумываются, как усовершенствовать систему образования, но, увы, отчетов меньше не становится. Выяснить, что не так, теперь взялся Совет Федерации.


На портале «Вместе-РФ» идет всероссийский опрос педагогов о проблемах и мерах для снижения бюрократии в школах. Вопросы касаются лишних документов, не относящихся напрямую к образовательному процессу, а также мер, которые необходимо принять для дебюрократизации общеобразовательной школы. Честного ответа ждет и вопрос: «Оправданы ли электронные дневник и журнал для взаимодействия «школа-ученик-родитель»?

«Красный Север» узнал, что думают ямальские педагоги.

С отчетами расправляются... ночью

Так, преподаватель русского языка и литературы ноябрьской школы Татьяна Тютюнникова начала рассказ с ВПР, которые внедряются уже четыре года и охватывают даже первоклашек. Их итоги, как утверждают разработчики, не должны влиять на отметки – они лишь показывают уровень знаний и позволяют корректировать процесс обучения. При этом контрольные и самостоятельные работы никто не отменял. Следовательно, нагрузка, как и количество отчетов, которые заполняют педагоги, только выросли.

– Каждый день, проверяя тетради, контрольные, сочинения, изложения, мы понимаем, что ребенок может допустить ошибку не от незнания темы, а от невнимательности, волнения. Например, одна моя ученица в прошлом году написала ВПР на «2», в этом – на «5», а вообще, как училась, так и учится – на «3». 

Чтобы понять уровень знаний школьников, достаточно поработать месяц-два с классом. У нас есть вводный и итоговый контроль, промежуточная аттестация – и педагоги также сдают по ним отчеты. 

С ВПР бесполезной документации прибавилось. По итогам мы составляем огромную таблицу, которая называется «Реестр затруднений», выписываем ошибки всех учеников, составляем план работы с каждым, подробно указывая, какие упражнения будем делать. При этом «реестром» мы фактически не пользуемся, – подчеркнула Татьяна Тютюнникова. 

В этом году бюрократии в ВПР стало еще больше – появились дублирующие отчеты. Прежние не отменили, а новые ввели. 

– Когда мы успеваем все это делать? В основном ночью, – говорит Татьяна Александровна. – Большинство учителей работает в две смены, а дома начинается третья.

С мечтой о тьюторах

Еще пять лет назад в Минобре обсуждали возможность введения в школах должности тьюторов. Предполагалось, что такой специалист снимет с преподавателей нагрузку классного руководства (не путать с тьюторами для детей с ограниченными возможностями). В роли наставников они бы занимались внешкольной деятельностью, работали с родителями, составляли характеристики и помогали ребятам определиться с профессией, одним словом, взяли на себя воспитательную и организационную функцию. 

Тогда педагоги смогли бы сосредоточиться непосредственно на предметном обучении. Но, увы, до сих пор инициатива осталась инициативой. Поэтому учителя продолжают заниматься тем, что не имеет отношения к знаниям. 

Например, классных руководителей десятых классов в этом году обязали вести на каждого школьника дневник индивидуальных достижений. Заполнять его допустимо только вручную, никаких таблиц и облегчения труда. Фиксировать нужно все отметки контрольных, мониторингов, ВПР. Вдобавок оценивать уровень патриотизма, другие личностные характеристики в течение всего года. 

Учителям-предметникам тоже «досталось». На них возложили обязанность каждый триместр заполнять базу данных по одаренным детям. Туда собирают сведения о том, сколько детей участвовало в олимпиадах, какие получили награды и дипломы. После чего информацию отправляют в окружной профильный департамент. 

На электронные дневники жалоб нет

Завуч школы № 12 города Ноябрьска Татьяна Федосова говорит, что подвижки в дебюрократизации все-таки есть. 

– Нам облегчили составление рабочей программы по предметам. Это документ, который сдается в начале года. Раньше педагог был вынужден расписывать все до мелочей. Но, сложно определить в августе, когда программа создается, какое будет домашнее задание в мае. Или тип урока в апреле. Сейчас это отменили. 

– Электронные дневники облегчили жизнь учителям, детям и родителям, они удобные и в нашей школе по ним жалоб нет, – продолжает Татьяна Николаевна. – Родители контролируют успеваемость, школьник может онлайн задать вопрос педагогу и получить ответ, отправить выполненное задание, а учитель – дать ссылку на дополнительные уроки. Опрос, который проводит Совет Федерации, – пример того, что мнение педагогов важно и его хотят услышать.

Добавим, что на вопросы можно ответить анонимно. Опрос доступен до 31 мая, его результаты направят разработчикам проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6, 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Надымские учителя надеются на цифровизацию

Оставаться после уроков – привычное дело, говорят педагоги в Надыме. Ведь процесс обучения подготавливается вне занятий.

– Подготовка программ, внеурочной деятельности, планирование уроков – это то, без чего невозможен процесс обучения. Мониторинги добавляют нагрузки – нужно обработать материал, заполнить таблицы и уже потом перевести полученное в электронный формат, – говорит учитель начальных классов Светлана Штокман. – Если бы не приходилось сначала все делать вручную, нагрузки стало бы меньше. 

Всероссийских проверочных работ с каждым годом становится все больше. Осложняет процесс то, что проходят они в одни и те же периоды, а на отчеты отводятся небольшие сроки. 

– Например, шестиклассники писали работы по моему предмету во вторник, а крайний срок сдачи результатов – суббота. И это притом, что сама проверка заняла три дня, – говорит учитель географии Кирилл Калинин. – С семиклассниками та же самая ситуация. Процесс проверки очень медленный, нужно заполнить большое количество форм и сделать так, чтобы не пострадала текущая работа. Если этот процесс автоматизировать и цифровизировать на всех этапах, будет гораздо удобнее. 

В качестве положительного примера цифровизации учителя отмечают систему «Сетевой город». Она позволила не только снизить количество макулатуры, но и не носить охапки бумаг домой. Информационное пространство доступно в любое время и в любом месте.

– Раньше итоги подводили вручную, теперь они формируются автоматически, нужно просто ввести результаты, – продолжает Кирилл Калинин. – Думаю, такой принцип можно применить и для других отчетов, которые не относятся напрямую к образовательной деятельности.

Таких рапортов в сфере образования почти что вагон – участие детей в конкурсах, портфолио учителей, аттестация. А еще школе необходимо отвечать на запросы от сторонних организаций, которые составляют примерно 40 процентов входящей корреспонденции. 

Часть отчетности берет на себя административная команда. Завучи запрашивают у классных руководителей данные и самостоятельно формируют отчеты. Переход на электронный формат взаимодействия значительно ускорил бы весь процесс. 

– Например, все службы, которые с нами работают, могут пользоваться сайтом школы и «Сетевым городом», – говорит директор надымской школы № 4 Светлана Ипатова. – Эти ресурсы являются документальными базами и содержат много актуальной информации. Кроме этого, пригодились бы единые тематические платформы для данных, например, о достижениях учителей. Частично они уже существуют.  


0

0

0

0

0

0



Темы