...°C

16+
  • Югра перенимает ямальский опыт кочевого образования

    11.02.2016 10:04:00

    Югра перенимает ямальский опыт кочевого образования

    На Ямале с рабочим визитом побывала делегация из Югры, гостей из соседнего региона интересует опыт Ямала по развитию кочевой формы образования.

    Накануне югорские специалисты побывали в школе-детсаду поселка Горнокнязевск, где побеседовали с кочевыми учителями в стойбище предгорья Полярного Урала, ознакомились с условиями получения социальных и образовательных услуг на фактории Паюта.

    Югорские специалисты встретились с основательницей кочевого образования на Ямале – Анной Неркаги.

    Заместитель губернатора, директор департамента образования ЯНАО Ирина Сидорова подчеркнула важность обмена между регионами опытом обучения и воспитания детей из числа коренных малочисленных народов Севера. Она рассказала, что с принятием нового закона об образовании у каждого учреждения появилось право по-своему решать вопрос наполнения образовательной программы, с включением или не включением в нее регионального национального компонента. 

    – Сегодня каждый субъект Российской Федерации остался наедине с проблемами обучения и воспитания коренных детей. Поэтому, невзирая на границы регионов, есть общие проблемы, связанные с вопросом, по каким учебникам детей учить, если они не разработаны на уровне Федерации, по каким программам воспитывать детей, чтобы они уважали и продолжали традиции своего народа. Обмен опытом, безусловно, очень важен, чтобы аккумулировать наши общие усилия и получить общие хорошие результаты, – сказала Ирина Сидорова.

    Она отметила, что в региональный закон об образовании статьи о кочевом образовании внесли только на Ямале. При этом она назвала распространенным заблуждение о том, что можно создать кочевую школу как отдельное юридическое лицо. В федеральном законе нет такого понятия, поэтому лицензию, аккредитацию такое учреждение вряд ли получит. 

    – Когда мы создали кочевую форму обучения, то изыскали возможность в действующем федеральном законодательстве найти основания для обучения детей коренных малочисленных народов Севера. Проще говоря, они прикрепляются к существующей обычной школе, учителя работают в обычной школе, просто форма обучения у них другая – на выезде, прямо в стойбище, – рассказала замглавы региона, подчеркнув, что такую практику можно тиражировать в стране, пока на законодательном уровне нет каких-то иных решений.

     

    Детали

    В 2015/2016 учебном году на территории округа предоставляют образование в местах кочевий 15 образовательных организаций: десять детских садов и пять школ. Образовательный процесс ведут 27 «кочевых» педагогов. Дошкольным образованием охвачено 235 человек (33 группы кратковременного пребывания детей), начальным общим образованием – 43 ребенка (12 классов (групп)).

    По информации департамента образования ЯНАО, для школ-интернатов к началу 2015-2016 учебного года приобретены 16 чумов, оборудованных соответствующим имуществом, необходимым для кочевой жизни в условиях тундры (переносная печь, спальные места, постели, стол, посуда, половой настил и др.). В двух школах-интернатах Надымского района и двух интернатах Пуровского района открыты этнопарки с дополнительным оборудованием. На территории интерната в городе Муравленко по проекту «Музей под открытым небом» построена национальная изба.

    Во всех школах-интернатах разработаны этнокультурные программы по использованию чумов в образовательном процессе – это практические занятия элективных курсов «Этнотехнология», «Оленеводство», «Домоводство», проведение национальных праздников, организация предшкольной подготовки и другие.

     

    Леонид Трофимчук

    Фотограф
    +7 (34922) 4-63-61
    trofimchuk@ks-yanao.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика скрипт статистика посещения
HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика