Заслуженный учитель Евгений Ямбург: «Ребенком манипулируют все» | «Красный Север»
0°C

Новости

Заслуженный учитель Евгений Ямбург: «Ребенком манипулируют все»

Редкая возможность представилась салехардским родителями – поговорить с откровенным, иногда эпатажным, знаменитым педагогом, который часто появляется в телепередачах. Это – Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор московской общеобразовательной школы №109, в которой обучают смертельно больных детей.


Корреспондент «Красного Севера» записал самые интересные высказывания гостя, приглашенного на встречу по теме «Информационная безопасность детей – откуда приходят угрозы, как уберечь ребенка» в рамках V Арктическом образовательном форуме.

Интернет не удастся закрыть

– Проблема информационной безопасности сегодня, действительно, есть. Ограниченные люди понимают, что опасен Интернет, но разве только он? Поймите, манипулируют ребенком сегодня все – это и политические деятели, и родители, и религиозные конфессии. Когда ругают Интернет, мне очень смешно, потому что там столько же гадости, сколько в жизни. Говорят, в Интернете «такая пошлятина», но ее что, по телевизору нет? Это же жизнь. Поэтому безопасность – это только повод разобраться в том клубке противоречий, с которыми мы сегодня сталкиваемся, – говорит Евгений Ямбург.

И признается: когда ругают Интернет, ему очень смешно.

Правильным Евгений Александрович считает решение правительства России провести широкополосный скоростной Интернет во все школы, в том числе отдаленные сельские. Это позволит хоть как-то снизить градус неравенства в доступности образования, который обострился в период пандемии.

– Много мотаюсь по России. Видел, как в сельских школах учителя детям подсовывают задания по дверь, а вечером эти задания забирают. Был в деревне Башкирии, где не ловил Интернет и школьника на телеге подвозили к вышке МТС. Он туда залезал, чтобы принять задания от учителей, а вечером – чтобы отчитаться... В итоге возбудили дело против родителей, вместо того, чтобы Интернет провести.

Заслуженный педагог называет Всемирную сеть открытым миром: его не удастся закрыть, в этом нет смысла. И это надо понимать, тем более что источники информационных угроз могут поджидать ребенка на каждом шагу, включая семью.

Фото: Юлия Чудинова
Фото: Юлия Чудинова

Светская убедительность

– Разбирал перед отъездом очередной «Декамерон». Поймали у меня четырех пацанов под лестницей во время урока. Не подумайте плохого: 12:40 – они молятся, мусульмане. Я приглашаю к себе: Слушайте ребята, не могу под каждого расписание делать, так у меня под одной лестницей православные будут собираться, под другой – мусульмане. А что евреям делать, если в субботу прикажут сдавать ЕГЭ? Кончится тем, что «Харе Кришна» будет ходить везде.

Отвечают, что я неуважительно к религиям отношусь. Стали разбираться:

– Вот станешь ты машинистом поезда, надо управлять, а у тебя молитва. Что делать будешь?

– Пойду советоваться.

– С кем?

– С мечетью.

– А теперь представим, что тебя везут на операцию с сердцем, а врач мусульманин, на молитву ушел. Теперь что делать?..

Сошлись на том, что еще один такой прогул – и вон из школы. Все-таки у нас светское образование, и религиозные убеждения не должны мешать другим процессам.

Не выглядеть «идиётами»

Чтобы уберечь детей от любых информационных угроз, профессор посоветовал сделать акцент на развитии у школьников критического мышления. В этом могут помочь так называемые «Перевернутые уроки».

– Берем период, который сейчас оболгали – начало 1939-41. Где мы с Гитлером «вась-вась» и все делили. Даем детям смотреть документы, секретные протоколы, разные точки зрения, чтобы они отличали фейк от правды, суждение от факта. Чтобы они на основе одного факта не делали выводы, – говорит Евгений Ямбург.

Учителю в этой схеме он отводит роль модератора. Такая работа будет куда эффективнее, чем нудное и одностороннее: «Запишите вот это».

Еще один навык, которому педагог советует учить детей – искусство диалога.

– Как говорил Булат Окуджава, бывший калужский учитель: «Святая наука – расслышать друг друга». Вот чему надо их учить. Мозги пудрить будут все.

Педагог уверен, что детей не удержишь у юбки. В пример привел ситуацию, когда ему дали команду провести классные часы и отговорить детей от походов на митинги.

– Если бы я был идиотом и поднял эту тему – сотни бы пошли, потому что запретный плод сладок. Я постоянно мониторю детские чаты. В шестом классе одни дети топят за Навального, другие – за Путина. Шестиклашки! Ленин хорошо писал в 1918 году: «Школа вне жизни и политики – ложь и лицемерие». Ничего не удастся запретить, это идиотизм. Мы добьемся только того, что будем в их глазах полнейшими «идиётами».

Учить здоровых и больных – вместе

По мнению Евгения Ямбурга, глупо игнорировать факты омоложения сексуального дебюта, а также убирать мат из соцсетей – он всегда будет частью культуры:

– Если вы откроете собрание сочинений Пушкина полное, там столько мата. А Лермонтов, Пушкин, Ленин?

Однако школьникам надо прививать культуру и понимание того, что «мат надо заслужить». В пример педагог приводит военное время: на фронте мужчины оставили много брани, но когда возвращались домой, они не позволяли себе дурно выражаться при детях и женах.

Также заслуженный учитель убежден, что здоровых и больных школьников учить нужно вместе. Это также поможет им понять, что в жизни по-настоящему значимо, и не попадать в психологические ловушки.

Фото: Юлия Чудинова
Фото: Юлия Чудинова

– Когда мои здоровые дети работают в подразделениях с раковыми детьми, когда они видят этих девочек, которые блестяще борются за жизнь, любые их проблемы – несчастная любовь, попытки суицида – становятся ерундой. Без всяких лекций и нотаций все становится на свои места. В обществе есть место и одаренным, и одуренным, и их надо учить жить вместе, – заключил педагог.

Какие моменты вы считаете спорными, а с чем совершенно согласны? Ждем ваши комментарии на сайте и в соцсетях «Красного Севера».


0

0

0

0

0

0



Темы