ПРОИСШЕСТВИЯСнесло крышу и оторвало обшивку. Ураган в Пангодах «покалечил» только пожарную часть ОБЩЕСТВОВ Уральском регионе растет спрос на айтишников СПОРТПолицейский из Салехарда добежит до Санкт-Петербурга ПРОИСШЕСТВИЯНадымчан напугала очередная дворовая потасовка ОБЩЕСТВОПитерский автостопщик приехал в Салехард увидеть жизнь коренных ямальцев ПРОИСШЕСТВИЯЯмальская пенсионерка отправила мошенникам около 800 000 рублей ОБЩЕСТВОБлагоустроить города поможет «Уютный Ямал» ЭКОНОМИКАВ оленеводческих хозяйствах Ямал большой приплод ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске мужчина «вышел» из окна чужой квартиры ОБЩЕСТВОВ Салехарде на остановке появилось объявление с монетками НОВОСТИХоть на мотоциклах и лошадях. Для пуровского моста редактируют закон ОБЩЕСТВОНадымские газовики помогли ярсалинским оленям отправиться к Карскому морю ПРОИСШЕСТВИЯПодробности: установлена личность погибшего на железнодорожном мосту в Ноябрьске ОБЩЕСТВОВ Надыме наведут «собачий» порядок ЖИЛЬЁДомик на шести сотках в Салехарде предлагают по бросовой цене ЭКОНОМИКАВ Ноябрьске продолжается грандиозный ремонт автодорог НОВОСТИУхаживающие за немощными людьми ямальцы получат в три раза больше ОБЩЕСТВОС начала лета на Ямале трудоустроено 3 800 подростков КУЛЬТУРА«Легенды Севера» расскажут в Салехарде КУЛЬТУРАВ Муравленко для библиотекарей изготовили дизайнерские броши ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске на железнодорожном мосту погиб человек НОВОСТИГубернатор Ямала упростил использование реабилитационного «капитала» для детей ОБЩЕСТВОНалетай, подешевело! На паромах «Победа» автомобилям сделали скидку ОБЩЕСТВОПальмовое масло лишат льгот ВЛАСТЬКоренным северянам возместят ущерб от экономической деятельности предприятий

  • Живой разговор о «мёртвой дороге»

    20.04.2012 21:30:05

    Живой разговор о «мёртвой дороге»

    Из-за строительства трассы между окружной столицей и Надымом разрушаются останки «сталинки».

    – За последнее время, – говорит историк Вадим Гриценко, директор Центра археологических исследований, – ко мне несколько раз поступала информация, что строители бульдозерами сгребают с места будущей автомагистрали уцелевшие объекты 501-й стройки.

    Это значит, что немые свидетели горькой истории края могут сгинуть бесследно. Или они больше не представляют никакой ценности?..

    Ответ на этот вопрос прозвучал на Всероссийской научно-практической  конференции, прошедшей в Надыме и посвященной истории и перспективам сохранения историко-культурного наследия железной дороги Чум – Салехард – Игарка.

     

    Организованная управлением культуры Надымского района, Ямало-Ненецким региональным отделением Русского географического общества и Центром археологических исследований, она собрала более трехсот участников. Историки, краеведы, работники культуры, науки и образования приехали из десятка российских городов, в том числе из Твери, Санкт-Петербурга, Красноярска, Норильска. Высокую заинтересованность проявили надымчане. Свободных мест в конференц-зале не осталось, но из-за этого никто не ушел – люди садились прямо на ступени проходов.

     

    – Мы задумывали конференцию как районную, – говорит Вячеслав Ивко, заместитель главы Надымского района. – Но вскоре в диалоге захотели принять участие жители других городов не только Ямала, но и страны, проявили инициативу иностранцы. Правда, последним не удалось «вписаться» в график оформления виз. Но, тем не менее, из районного формата конференция быстро выросла до российского.

     

    СНЕСТИ  И  ЗАБЫТЬ?

     

    Любой из докладов, прозвучавших на конференции, в принципе мог бы стать основой отдельного журналистского материала. Ямальцы вскоре сами в этом убедятся: их планируется объединить в тематический сборник.

     

    О чем же он будет? Об истории и основных чертах жизни строителей 501-503-й строек, о недавно сделанных вдоль «сталинки» находках, среди которых самолет и дирижабль. А еще – о сохранившемся подвижном составе (у разъезда Долгий в Красноселькупском районе до сих пор стоят паровозы и вагоны) и о работе могильщиков в Обском исправительном лагере. Любопытна информация по строительству Чум – Салехард – Игарка, которая стала доступна в Госархивах страны. Впрочем, есть ряд документов, с которых по сей день не снят гриф секретности.

     

    Высокий интерес к истории тех лет подтверждают не только многочисленные участники конференции. Энтузиасты уже не один год собирают и систематизируют информацию о 501-й стройке и связанных с ней событиях, находят и поддерживают в сохранности ее объекты. А еще они уверены, что история «сталинки» может оживить региональное краеведение, научно-исследовательскую деятельность молодежи и школьников края.

     

    Есть и многочисленные туристы, готовые платить немалые деньги за возможность прикоснуться к ГУЛАГовскому прошлому. Причем они едут на Ямал не только из России, но и из-за рубежа. И спрос на эти поездки не падает уже несколько лет.

     

    Выходит, в сохранении пусть горькой и неприглядной памяти есть не только исторический смысл, но и практическая польза?

     

    – Одна из основных задач надымского форума, – заключает Вадим Гриценко, – объединить всех заинтересованных, чтобы музеефицировать часть уцелевших зданий и экспонатов.

    Инициаторы уверены: регион выиграет во многих отношениях, повернувшись лицом к своему историческому прошлому.

    ЭХО ПРОШЛОГО В РЕЖИМЕ ONLINE

     

    Слушательница конференции Наталья Гудкова не может сдержать эмоций: судьбы ее родителей тесно связаны с 503-й стройкой.

    Мать была осуждена и направлена в Красноярский край за то, что из ведра с керосином, в котором отмывали руки от мазута заводские рабочие, отлила немного знакомой старушке – для примуса.

    Отцу дали десять лет за то, что не просто отказался подписать донос на товарища, но еще и замахнулся табуретом на следователя, который требовал сделать это.

     

    – Родители берегли меня и мало рассказывали о лагерном прошлом, – вздыхает Наталья Флориановна.

     

    Она знает лишь то, что выжили они благодаря востребованной по тем временам профессии отца. Он был кузнец.

     

    – Я и не знала, – добавляет женщина, – что красноярское общество «Мемориал» собрало и представило на своем сайте информацию о многих тысячах заключенных. Спешу посмотреть эти материалы, вдруг найду что-то о своих.

     

    Добавим, что сайт красноярского общества «Мемориал» ежедневно посещают более двух тысяч человек.

    Колоссальный опыт по сбору, систематизации, оцифровке информации представил на конференции Алексей Бабий, руководитель общества.

     

    – Ресурс существует почти пятнадцать лет, – сказал он, – постоянно наполняется воспоминаниями, документами, фотографиями, печатными публикациями, связанными с репрессиями. За счет вновь установленных жертв гонений растет мартиролог.

     

    Десять тысяч страниц на трех языках и более пятнадцати тысяч фотографий – уникальная информационная база для учащихся, краеведов, исследователей. Она была создана и по сей день поддерживается группой энтузиастов. А ведь этот опыт применим и на нашей территории! Быть может, прошедшая конференция подтолкнет к подобной работе и ямальцев.

    «МИНИСТЕРСКИЙ» МОСТ СТАНЕТ МУЗЕЕМ?

    Дальнейшую судьбу известного сооружения 501-й стройки в ближайшее время обсудят специалисты.

    Идея ОАО «Уренгойдорстрой», одного из подрядчиков строящейся трассы Сургут – Салехард, вместе с другими предложениями Всероссийской конференции «Железная дорога Чум – Салехард – Игарка…» вошла в текст резолюции, направленной руководству округа.

     

    ----------------------------------------------------- 

    Что же еще наметили ее участники для сохранения памяти о людях, чьи судьбы по воле сталинской эпохи остались навсегда вписаны в историю Ямала?

    В ближайшее время вывезти, реконструировать и музеефицировать остатки строений железной дороги, находящиеся в оси строящейся автотрассы.

    В населенных пунктах, где проходила «сталинка», установить мемориальные знаки.

    Активизировать вовлечение молодежи и школьников в научно-исследовательскую деятельность по теме «Стройка 501/503».

    Учитывая прецеденты неорганизованного туризма, разработать туристические маршруты, наметить проекты создания необходимой инфраструктуры, приступить к ее созданию и начать освоение этих маршрутов.

    Обсудить возможность создания мемориала, который уместно разместить, например, на окраине Салехарда, в Надымском или Красноселькупском районах.

     

    Елена Пекка

    21.04.2012

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...