СПОРТНа Ямале зазывают катамаранщиков на первый окружной чемпионат ЖИЛКОМХОЗ«Участие в собрании не принимали все жильцы дома». В Надыме выясняют, кто подписался за переход в другую УК КУЛЬТУРАВ Салехарде прошел премьерный показ «Хон Юш. Путь от Оби» Зинаиды Лонгортовой СПОРТАлександра Горячкина досрочно выиграла турнир претенденток ФИДЕ НОВОСТИИнтернет на Ямале может перегореть? СПОРТСалехардцы преодолели «Олимпийскую милю» ЗДОРОВЬЕ15 продуктов для шоколадного загара. Советы отправившимся на юга ямальским отпускникам ЭКОНОМИКАВ пределах нормы. Падеж оленей в Тазовском районе на контроле властей ОБЩЕСТВООтдых в порядке. Ямальские проверяющие готовы лично убедиться в этом в оздоровительных лагерях Тюмени ОБЩЕСТВОВ России изменились правила выезда детей за границу ОБЩЕСТВОИнтересное за ночь: Анатолий Карпов верит в победу Александры Горячкиной, китаец создал бота для переписки с возлюбленной, а Нотр-Даму не отдали обещанные пожертвования ВЛАСТЬЕдинороссы определились с кандидатами на выборы в салехардскую Думу ПРОИСШЕСТВИЯНа Ямале утонули мужчина и ребенок ВЛАСТЬВ России осенью откроют цифровые избирательные участки ЖИЛЬЁКак не разориться на жилье-2. Советы родителям ямальских студентов ЗДОРОВЬЕМедицина перебирается в Сеть. Что из этого ямальцам? НОВОСТИГубернатор поздравил медиков с профессиональным праздником ОБЩЕСТВОЯмальские общественники инспектируют детские площадки ЗДОРОВЬЕВ Салехарде у доноров не смогли принять кровь на Всемирный день донора ОБЩЕСТВОЯмальский блогинг: есть ли шанс поднять миллион? ЭКОНОМИКАНалоговая предупреждает ямальских предпринимателей: кто не отчитался, тот – виноват! ОБЩЕСТВОЯмальцы один за другим гибнут на воде ОБЩЕСТВОНовоуренгойские путешественники прошли мокрым волоком до Енисея ПРОИСШЕСТВИЯСалехардскую УК оштрафовали за сосульки на крышах ЗДОРОВЬЕНе бегать по кабинетам. Детскую диспансеризацию могут сократить до двух часов

  • От редакции

  • Газетчики написали «чумовую» летопись

    21 Мар 2016

    Газетчики написали «чумовую» летопись Газетчики написали «чумовую» летопись
    С самого момента своего основания «Красный Север» наблюдал за уникальной формой «окультуривания» кочевников.
    Туда, где нет газетных киосков, радиоточек и комсомольцев со значками ГТО, Советская власть решила отправить «красные чумы» агитаторов за светлое будущее. Они же должны были бороться с антисанитарией и неграмотностью в тундре.

    ЭПОХА МЕЧТАТЕЛЕЙ
    «Люди, возглавляющие деятельность Красного чума, должны быть образцом для всего кочевого населения как по культуре и грамотности, так и по своему поведению; быть подлинными организаторами новой культурной жизни в тундре», – пишет газета в марте 1941 года. Из публикаций видно: обычно в штат чума входил заведующий, массовик-переводчик, медсестра и учительница.
    Утопические прожекты часто давали сбой. Правда, по традиции за это критиковали не Советскую власть, а рядовых исполнителей:
    «Пол в чуме имеется только на одной половине, вдобавок к тому он всегда грязный, полотенце, которым закрывается ведро с водой, стирается очень редко и всегда захватано грязными руками, лампа стекла не имеет и коптит в чуме наряду с печкой. Ни лозунгов, ни плакатов и даже портретов вождей партии и правительства нет. Дров чум не имеет, нет часов, патефона; книги растрепаны и разрознены. Чумработница совершенно не следит за чистотой», – негодует журналист окружного издания в начале сороковых. Даже каслать чум не мог – имеющиеся олени из-за бесхозяйственности были заморены до полного истощения. Массовик-затейник пил и на глазах у ненцев бил свою жену. У учительницы было четыре ученика, но ни один из них за весь год так и не научился писать и читать. Чумработница же и вовсе оказалась неграмотна…
    Между тем медики той поры ставили перед красночумовцами вполне профессиональные задачи: «При чумах нужно создать такие условия для работы врача, чтобы последний имел возможность оказывать даже хирургическую помощь», – писал врач Широбоков в 1939 году. Еще и призывал коллег к составлению «посемейных карт на основе подробного и тщательного обследования жизни, быта и состояния здоровья населения». Эпоха мечтателей…

    СПУСТЯ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ
    Шли годы, страна осваивала космос, совпарторганы по-прежнему считали: «Роль работников Красных чумов чрезвычайно велика в воспитании у трудящихся коммунистического отношения к труду и общественной собственности, широком ознакомлении и разъяснении важнейших решений партии, – доводил «Красный Север» до читателей точку зрения вождей накануне запуска первого советского спутника земли. – От уровня работы Красных чумов во многом зависит выполнение хозяйственных задач колхозами округа».
    Но чум был и ныне там. И критиковали его по-прежнему, и всё по тем же поводам. Неудовлетворительно поставлена ликвидация неграмотности, слабо внедряются навыки и правила санитарии, личной гигиены. Недостаточно проводится бесед на антирелигиозные и естественнонаучные темы. Кинокартины показывают мало и не лучшего качества. Не организуется самодеятельное творчество, прикладное и изобразительное искусство. Отсутствует наглядная агитация (опять нет тех же плакатов и лозунгов).

    БЫВАЛО ЖЕ!
    А может, и не было никогда в природе ничего похожего на то, к чему призывали советчики всех мастей? Ан нет: «В пятнадцати километрах от вершины Войкар у опушки леса расположился Красный чум. Над ним реет алый флаг, по бокам лозунги, призывающие оленеводов к выполнению плановых заданий. Невдалеке стоят грузовые и легковые нарты, доверчиво тянутся к людям авки, которых в шутку работники чума называют нахлебниками.
    В просторном чуме развешаны портреты руководителей партии и правительства. На переднем плане небольшой киноэкран. Выпущенный номер стенной газеты «Оленевод» в передовой статье рассказывает об обязательствах, взятых оленеводческими бригадами в честь предстоящих выборов»…
    Литература для агитаторов, радио – всё как надо, свидетельствует автор. И по вечерам здесь бывает людно: «Любят колхозники в часы досуга послушать последние известия, интересный доклад или просто принять участие в беседе. Можно сыграть партию в шахматы, шашки и домино».
    И киноустановка имеется! Киномеханик Фёдор Беляев по просьбе колхозников с готовностью демонстрирует фильмы. Оленеводам больше всего понравились кинокартины «Богдан Хмельницкий», «Алитет уходит в горы» и «Мать» по роману Горького.
    «Сейчас же, усевшись за низеньким столом, пастухи второго стада Андрей Аляба и Григорий Пензелов поочередно с большим удовольствием читают букварь».
    Наверное, так и останется загадкой: был ли тот образцово-показательный чум обычной агиткой или же в его лубочном благополучии не было фальши.

    ДО ПОСЛЕДНЕГО ЧУМА
    Бывало и такое. Штат укомплектован хорошими кадрами – грамотный руководитель, комсомолка-фельдшер, опытный культработник, аккуратная чумработница… Вот только фельдшер проводит время в Ивай-Сале. Киномеханик курсирует по поселкам. Заведующий постоянно пропадает в стадах – обучает оленеводов грамоте, проводит беседы. А трехсоттомная библиотека лежит мертвым грузом в поселке.
    Чума нет в буквальном смысле. Нет палок, чтобы установить каркас. Необходимы олени – кочевать с колхозными стадами и выезжать на стойбища рыбаков и охотников…
    «Чтобы Ивайсалинский Красный чум мог нормально работать, надо немного: тридцать палок для чума и полтора-два десятка оленей, чтобы его возить. Стоимость этого – около семи тысяч рублей. Много. Немало. Но ведь работникам, которые в результате отсутствия оленей и палок, не могут сделать всё, что обязаны, выплачивают около двадцати восьми тысяч рублей. Если руководители учреждений культуры не решают вопроса с оленями и палками в порядке экономии, то они думают это напрасно. Получается неэкономно», – подсчитывает «Красный Север» в 1959 году.
    «В округе проводится большая работа по ликвидации кочевого образа жизни, – пишет газета. – Ненцы, ханты, коми, селькупы, веками кочевавшие в дымных и грязных обиталищах, переходят в дома. Но есть ещё чумы, которые очень нужны, которые будут делать великое дело вплоть до ликвидации последнего чума. Это Красные чумы», – провозглашает журналист.

    ОДИН ВСЁ ЖЕ ОСТАЛСЯ…
    Начало семидесятых. Заметки о Красных чумах соседствуют с телепрограммой. Если первые годы в тундру отправляли людей, порой далеких от культуры, то теперь туда едут профессионалы. «Шесть лет работает в Красных чумах выпускница Салехардского культпросветучилища Нина Кулябина. Она кочует вместе со стадами на просторах Ямальской тундры. Оленеводов шестого, седьмого и восьмого стад совхоза обслуживает Байдарацкий Красный чум. Недавно на вездеходе туда выехал новый заведующий. Им назначен член бюро Приуральского райкома комсомола, секретарь комитета комсомола Белоярска, молодой коммунист Василий Бурча», – свидетельствуют наши коллеги в семьдесят первом.
    И лишь к середине семидесятых власти отказались от перевода кочевых народов на оседлый образ жизни. Постепенно изжили себя и Красные чумы, их заменили иные формы работы. В тундру стали выезжать агитбригады, на месте организовали фапы, форму кочевой школы прописали в законе об образовании. После этого Красным чумом много лет называли разве что здание администрации в Салехарде, построенное из красного кирпича.
    КС Администратор
    КС Администратор

    Автор
    +7 (34922) 4-09-70
    mtv123mtv@gmail.com