НОВОСТИДолги по зарплате с начала года сократились на 254 миллиона ВЛАСТЬВ Мужах планируют возвести новый больничный комплекс. «Сделаем все, чтобы в следующем году начать строительство», – сказал губернатор, посетив старые здания ОБЩЕСТВОЯмальцы нарушили дисциплину на форуме «УТРО» НОВОСТИНа Ямале удвоят темпы переселения из аварийного жилья ЭКОНОМИКАНовый сорт картофеля растят на салехардском поле ученые из Тюмени НОВОСТИЛето будет? Стал известен предварительный прогноз погоды на июль ПРОИСШЕСТВИЯЯмальскому осужденному дали отпуск на свободе ОБЩЕСТВОРоссийские ученые впервые мониторят передвижение северного оленя в Гыданском заповеднике ПРОИСШЕСТВИЯВ Новом Уренгое «виновную» в травме ребенка карусель пометят сопроводительной табличкой ОБЩЕСТВОНовоуренгойским мамам раскрыли секреты пеленания ЭКОНОМИКАООО «Газпром трансгаз Сургут» расширяет парк газомоторного транспорта ПРОИСШЕСТВИЯВ Надыме водитель иномарки сбил девушку на самокате НОВОСТИПланировавших отдохнуть в Грузии ямальцев проконсультирует Роспотребнадзор НОВОСТИНа Новопортовском месторождении добыли 20 миллионов тонн нефти ОБЩЕСТВОМногодетным ямальцам помогут собрать детей в школу ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске ищут владельца собаки, напавшей на горожанина с питомцем ОБЩЕСТВОИнтересное за ночь: в Казахстане успешно приземлились космонавты, в России обещают хорошее лето, а стобалльников ЕГЭ меньше, чем в прошлом году ОБЩЕСТВОКак комары выходят на след своих «жертв» выяснили ученые ОБЩЕСТВОВ Ноябрьске будут выращивать цесарок и павлинов ОБЩЕСТВО«Красная гвоздика»: итоги благотворительной акции на Ямале ОБЩЕСТВОВ Надыме устроили шашлычный фестиваль КУЛЬТУРАФехтовать научат в главном музее Ямала ОБЩЕСТВО«На пределе». В экстремальном кроссе к финишу неожиданно пришли… все СПОРТЯмальский шахматист взял «серебро» фестиваля FIDE Open КУЛЬТУРАСалехардцы будут изучать историю города на бегу

  • От редакции

  • «КС» на седьмом небе полярных широт

    8 Фев 2016

    «КС» на седьмом небе  полярных широт «КС» на седьмом небе полярных широт
    Редакция «КС» перелистала старые подшивки и убедилась: журналисты газеты всегда были на передовой.
    Они первыми попробовали выпечку на только что запущенном хлебозаводе. Фотографировали новые улицы северных городов. Поднимались на метеостанцию на горе Рай-Из. Живописали романтику молодых месторождений. 
    Есть темы, которые наши коллеги отслеживали не годами – десятилетиями. И так все 85 лет существования «Красного Севера» – ровесника Ямала! 
    На днях волонтеры отправятся на вершину Рай-Иза восстанавливать заброшенную избушку, ставшую местом паломничества туристов и местной легендой. А в начале шестидесятых станция еще работала, и журналисты не раз бывали в гостях у метеорологов. С тех лет об этой точке на карте «красносеверцы» написали не один десяток статей…

    ЧАСОВЫЕ ПОГОДЫ
    «Есть на Полярном Урале гора Раис (сегодня принято написание Рай-Из. В тексте газеты шестидесятых орфография сохранена. – Прим. ред.). Высота ее над уровнем моря 870 метров. Одни утверждают, что гора называется так потому, что здесь погибла девушка-геолог по имени Рая; другие, наоборот, что это зырянское название… 
    Здесь находится метеорологическая станция. Отсюда в эфир несколько раз в сутки летят позывные радиостанции, передающей данные о погоде, о направлении и скорости ветра, температуре и влажности воздуха, облачности, осадках.
    Коллектив станции несет службу погоды. Данные, сообщаемые станцией, имеют большое значение для изучения атмосферных процессов и прогнозов погоды.
    В один из дней мы отправились на гору Раис. Путь предстоял долгий и нелегкий. Сойдя с поезда у станции с поэтическим названием «Красный Камень», мы с метеорологами, нагруженные продуктами, начали свой поход…
    …А вот и гора. Идем вдоль ее, прыгая с камня на камень. Подъем становится всё круче. Вскоре под ногами начинает хрустеть снег, покрытый тонкой пленкой льда. Ногам становится холодно. Нет покоя от комаров. Последние метры идти всё тяжелее и тяжелее, приходится отдыхать через каждые пятьдесят метров. 
    Вскоре мы сидели в небольшом деревянном домике, где было и жилье для сотрудников, и столовая, и рабочие помещения.
    На станции живут и трудятся пятеро. Это – начальник Евгений Яковлевич Урванцев, его жена Екатерина, работающая старшим наблюдателем, Степан Герасимович Пономарев с женой и недавно приехавший сюда молодой специалист Станислав Озеров. Живут они дружно, одной семьей.
    Трудна работа наблюдателя. Зимой часто дуют ветры, да такой силы, что невозможно стоять на ногах. Приходится ходить, держась за натянутый от домика к метеорологической площадке трос. На станции зарегистрированы ветры, скорость которых более сорока метров в секунду. А ветры 35–40 метров в секунду – не такое уж редкое явление.
    Зимой часто бушуют вьюги, заметая домик. Пока из него выберешься, немало поработаешь лопатой. А снимать показания с приборов нужно точно в срок.
    Позднее в Салехарде нам рассказывали, что в основном все отчеты метеостанции горы Раис получают отличные оценки.
    Станция существует с 1935 года, а первые записи о наблюдении за погодой были сделаны ею 16 декабря 1938 года».

    СПУСТЯ ПОЛСОТНИ ЛЕТ
    До семидесятых проработала метеостанция на Рай-Изе. А потом стала любимым местом туристов, совершающих восхождение на одну из вершин Полярного Урала. Крепкая, ладная избушка постепенно разрушалась. Но печку по-прежнему топили, кипятили на ней чай. За столом, сколоченном явно позднее, по-турист-ски пировали консервами. 
    Сюда поднимались подрост-ки из летнего палаточного лагеря «Северные просторы», который каждый год разворачивает бивак под Харпом. Руководитель группы Виктор Андрущак рассказал, что ходили с ночевкой и заодно наводили порядок. Огромное количество пластиковых бутылок сложили в одну кучу и сожгли.
    В прошлом году общественники решили убрать здесь мусор и благоустроить территорию. Проект межрегиональной общественной экосоциологической организации «Зеленая Арктика» стал победителем в окружном конкурсе по присвоению грантов в сфере внутреннего и въездного туризма. 
    Первая экспедиция отправилась в горы прошлой осенью. В ее числе был и журналист «КС» Денис Рыбаков. 
    Добраться туда по-прежнему трудно. Те же камни, ветра. Экспедиция из двенадцати человек на собственных плечах принесла снаряжение и оборудование. Тогда участвовать в акции пожелали ребята из Москвы, Екатеринбурга, Омска, Челябинска, Тюмени, Ямала.
    Следующий этап пройдет с 27 февраля по 6 марта. Девять дней на горе! Настоящее испытание для добровольцев! Планируется набрать группу 12 человек – это оптимальное число для работ, считает Андрей Умников, член «Зеленой Арктики», участник проекта. По снегу смогут забраться на вершину вездеходы, они привезут материалы и вывезут часть хлама. Деревянный мусор сослужит последнюю службу – им растопят печку, рассказал волонтер. Ребята будут жить в самой избушке, а значит, дров понадобится немало. 
    После прохождения этого этапа можно будет планировать следующие. 
    – Есть идея превратить одну из комнат отреставрированной станции в музей. Разместим там экспозицию о людях, посвятивших многие годы жизни работе на самой вершине Рай-Иза, – говорит Алексей Рудковский, председатель «Зеленой Арктики».

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО БАНКРОТСТВА
    7 ноября 1962 года, аккурат к годовщине Октября, газета рассказала о запуске нового хлебозавода в Салехарде. Кто бы мог подумать, что это лишь начало полувековой темы о хлебе окружной столицы… 
    «Замечательный подарок получили в канун праздника жители города – вступил в строй новый хлебозавод. И вот мы знакомимся с этим чудесным предприятием. Пояснения дают главный механик областного управления продтоваров Николай Алексеевич Селезнев и заведующий областной лабораторией этого же управления Зоя Прокопьевна Ханжина.
    – Хлебозавод позволит снабжать население окружного центра в избытке почти всеми видами хлебобулочных изделий. В ассортименте 8 сортов хлеба, 10 сортов хлебобулочных изделий, кондитерские, пирожное, сушки, баранки.
    Проектная мощность предприятия – 300 тонн хлеба в сутки.
    Труд рабочих завода будет почти полностью автоматизирован и механизирован. Почти все операции на них будут делать умные и надежные машины… 
    Мы присутствовали при пробной выпечке пшеничного хлеба, попробовали его вкусовые качества. 
    – Чудесный хлеб!
    Пройдет еще несколько дней, и жители города сами смогут убедиться в этом…»
    И вот прошло полвека. Салехардцы помнят – в разное время заводской хлеб был то свежим, качественным, то, наоборот, образцом невкусности. Вот и приходилось «Красному Северу» из года в год возвращаться к освещению работы этого предприятия. Вот что писал об этом «КС» образца 2012 года:
    «Комбинат пока работает. Но стабильно «в минус». И пусть продукция соответствует ГОСТам, установленным еще в советское время, – хлеб производится по старинке на опаре без скороспелых дрожжей и улучшителей вкуса, но это преимущество не действует в современных условиях экономики…»
    Одна за другой открывались в Салехарде частные хлебопекарни. Каждая по отдельности не смогла бы «завалить» муниципальное предприятие. А сообща – справились… Государственное производство, так и не перейдя на новые технологии, не выдержало конкуренции и было свернуто в ноябре того же 2012-го. Сейчас предприятие передано под внешнее управление в Тюмень и проходит процедуру банкротства.

    ОТДЫХ НА ВОДЕ
    Не так давно Сибирь облетела новость: на Оби появился новый туристический маршрут. Эка невидаль, речники освоили этот бизнес еще на заре космической эры! Не верите? А вот, почитайте…
    «Идя навстречу многочисленным пожеланиям трудящихся, Иртыш-ское пароходство в навигацию 1962 года организует туристско-экскурсионные рейсы по маршруту Омск – Салехард и обратно, – пишет «КС». – Для отдыхающих предоставляются лучшие пассажирские теплоходы: «Ленинский комсомол», «Родина», «Чернышевский»; дизельные электроходы «Римский-Корсаков», «Мусоргский». На них к услугам отдыхающих удобные каюты, рассчитанные на одного, двух и четырех человек, музыкальные салоны, библиотеки, рестораны, буфеты.
    На открытых палубах можно не только любоваться меняющимся пейзажем, но и принимать солнечные и воздушные ванны. Вечерами на кормовой палубе устраиваются игры, танцы. Во время стоянок судов можно искупаться в реке, ловить рыбу, отправиться на прогулку; остановка в пути в живописных местах производится по просьбе отдыхающих».
    А вот реалии сегодняшних дней: в сезоне 2016 года планируется организовать круиз из Новосибирска. В рейс отправится теплоход «Ремикс». При этом теплоходы «Родина», «Механик Калашников», «Чернышев-ский» продолжат ходить по Оби из Омска в Салехард. На них, обрастая впечатлениями, до сих пор путешествуют туристы. «На однотипных «Родине» и «Калашникове» мы провели около недели чистого времени. Теплоходы оказались интересны не только тем, что видно с их бортов, но и сами по себе – натуральные музеи 50-х годов, а жизнь на теплоходе совершенно не похожа на жизнь в поезде», – свидетельствует Илья Буяновский, столичный блогер, прошлым летом побывавший на Ямале.