ОБЩЕСТВОКупите смартфон – получите 1000 рублей на баланс от Мотив ОБЩЕСТВОВ Ямальском районе запускают школу для грамотных родителей СПОРТСалехардцы пробегут «Кросс нации» НОВОСТИКак живут бездомные в Салехарде: ноль алкоголя и посильный труд ЖИЛЬЁСтарые снесут, новые построят: ноябряне отмечают новоселья НОВОСТИГаз станет основным источником энергии на ближайшие 50 лет ОБЩЕСТВОНа Ямале обсуждают меры по ограничению продажи алкоголя НОВОСТИБюджет Ямала пополнился почти на 20 миллиардов рублей ЖИЛКОМХОЗНовоуренгойская многоэтажка прославилась на всю страну ПРОИСШЕСТВИЯЖительницу Тарко-Сале подозревают в убийстве мужа НОВОСТИИзвестно, когда пойдет последний паром Салехард – Приобье ОБЩЕСТВОЮным ягельчанам подарили замок ЭКОНОМИКАВ Надыме ждут первую осеннюю ярмарку тюменских производителей ЭКОНОМИКАВласти ЯНАО анонсировали повышение зарплат бюджетникам ПРОИСШЕСТВИЯДовели до абсурда. Как подвыпившие сельчане удирали от полицейских через окно КУЛЬТУРАХудожники из Тюмени и Петербурга влюбились в утренние туманы шурышкарской земли КУЛЬТУРАВ музыкальных школах Ямала расчехляют новенькое оборудование, а в Тазовском появится кинозал ОБЩЕСТВОСудьбу первого салехардского фонтана решат горожане СПОРТЯмальский спортсмен вместе со сборной России победил на чемпионате мира по пожарно-спасательному спорту ОБЩЕСТВОНа Ямале выбирают социальный проект года НОВОСТИПервый фестиваль ямальской шишки: как это было НОВОСТИСнегопад признан уважительной причиной для неявки на работу НОВОСТИКрасавица с Ямала получила титул Miss the Sustainability на международном конкурсе НОВОСТИВ трех ямальских городах переизберут мэров НОВОСТИНовоуренгойскую многоэтажку «подперли» дощечкой

4...6°C

Конкурс Живем на севере
16+
  • От редакции

  • Михаил Кожухов: «Журналист – это не свеча, а подсвечник»

    18 Апр 2014

    Михаил Кожухов: «Журналист – это не свеча, а подсвечник» Михаил Кожухов: «Журналист – это не свеча, а подсвечник»

    Известный журналист, побывавший на Ямале, рассуждает о современном телевидении, делится секретами своего мастерства и признаётся, почему не хотел бы продолжать работать над программой «В поисках приключений», которую очень полюбили зрители.

    Михаил Кожухов побывал в Салехарде во время фестиваля «Тэфи-регион 2013»: давал мастер-классы и отвечал на вопросы ямальских журналистов. Представители региональных телеканалов часто сетовали на то, что им сложно уловить зрителя – шоу прибирают всю аудиторию. Человек, придя с работы, хочет отдохнуть и отключиться от проблем. Но возможность делать шоу на местах есть далеко не у всех, поэтому приходится подстраиваться под федералов. Собеседник постарался журналистов успокоить, ведь региональные особенности никто не отменял.

    – И в Лос-Анджелесе несколько человек покупают «Washington Post», но в основном они читают «Los Angeles Times». И хорошие проекты на местах сделать всё равно можно. Фестиваль это доказал, было много симпатичных работ. Радуют в сюжетах найденные правильные люди, неожиданные темы. Огорчает некий консерватизм языка, провинциальность формы. Допустим, при записи стендапа журналист резко срывается с места, но ведь прежде чем начинать запись, следует сделать хотя бы три шага назад, потом уже двигаться. Ещё одна распространённая ошибка – съёмка больших начальников за их столами, когда те сидят в трёх метрах от стены. Поймите, что должна быть хоть какая-то глубина в кадре… Что касается программ для всей семьи, то даже не знаю, что сказать и посоветовать. Я два года жил в Рио-де-Жанейро и всегда с жадностью смотрел телевизор. Там гениальное телевидение. Помню одну незамысловатую семейную передачу, которую очень любили и взрослые, и дети. Почему? Главным персонажем в ней была некая Шуша. Она спускалась на звездолёте в студию, где её ждали мальчишки и девчонки. Так вот эта Шуша была блондинкой сказочной красоты. Все папы смотрели на неё, а дети – мультики.

    – Каких принципов вы придерживаетесь в работе?

    – Эти правила родились из моего опыта. Первое – правило осмысленного телевидения. Когда все участники процесса могут быстро и ясно ответить на вопрос «Нафига мы это делаем?». Правило номер два – «fairplay» («честная игра»). Когда где-то происходит что-то специфическое, мы не всегда успеваем оказаться на месте. Есть большой соблазн реконструировать события. Я считаю, что делать такое категорически нельзя. Если ты не успеваешь, иди дальше и ищи то, что успеешь показать. Потому что этот путь очень коварен. И он процветает на телевидении: проверка женихов на верность с открытой камерой, якобы судебные заседания. Таких людей надо гнать калёным железом из профессии. Третье правило – правило Айболита и Гиппократа, означает «не навреди». По молодости у меня была пара случаев, когда хотелось, чтобы получилось красиво и романтично, и я соврал. И потом мне было стыдно. Ведь мы имеем дело с живым человеком. Мы приходим к нему, вторгаемся со своими штативами и проводами. Тут очень важно помнить о деликатности и держать свои циничные руки подальше. Четвёртое – «Путь к себе». Это больше относится к тем, кто работает в кадре. Есть люди, которые молчат, но за ними интересно наблюдать – такие, как Жан Габен. А есть те, которые рта не закрывают, но они отвратительны. Нужно честно отвечать на вопросы: что ты из себя представляешь, кто работает лучше тебя или хуже, что ты умеешь и чему ещё должен научиться? Тогда есть шанс, что ты будешь развиваться. Пятое правило сформулировала моя мама. Она говорила, что журналист – это не свеча, а подсвечник. Мы никому не интересны. Мы нужны для того, чтобы одним людям рассказать о других. Хотя, конечно, мнение о себе должно сочетаться с некоей наглостью и умением себя подавать. Скромность – прямой путь к безвестности, однако я всё равно настаиваю на нашей незначительности. В общем, тем, кто работает в кадре, хочется сказать: «Не надувайтесь». Правило номер шесть гласит, что получиться может хорошо только тогда, когда все участники процесса отдают максимум сил.

    – Если бы сейчас какой-нибудь канал заинтересовался вашим проектом «В поисках приключений», согласились бы продолжить над ним работу?

    – Нет. Почему? Потому что начал повторяться. Столько переготовил, столько перековал, столько короедов съел – надоело. Момент искренности стал уходить. Хотя о работе над передачей вспоминать приятно. «В поисках приключений» было 100% импровизации. Я ездил с одним и тем же оператором. У нас сложился замечательный дуэт. Он кроме русского не знал ни одного языка, но на интуитивном уровне всё понимал и снимал прекрасно, умудрялся ставить монтажные точки, ловил моменты. Самым сложным в съёмках всегда было начало. Нужно поздороваться, сказать что-то такое умное и элегантное, чтобы зрителю хотелось смотреть дальше. Стран становилось всё больше, работать всё сложнее. Со временем я обнаружил, что кулинарные сюжеты смотреть неинтересно. Ну сколько можно снимать, как ты режешь лук, например? Были как-то в Эстонии на кондитерском предприятии, где изготавливают марципан. Думаю, не пропадать же сюжету. И тут вспоминаю, что эстонцы всё любят считать – мне это очень понравилось. Леплю марципан и говорю: «А ещё эстонцы славятся тем, что точно знают, сколько у них в стране столбов, сколько медведей (беру формочки с фигурками животных). А вот сколько зайцев, эстонцы не знают, потому что зайцы быстро бегают». Очень горжусь одной программой, которую мы сняли вдвоём с оператором, без режиссёра, на площадке 25 на 15 метров за полтора световых съёмочных дня. Потом думали, как впихнуть полтора часа в 44 минуты, плакали просто, жалко было резать…

    А вот работать над фильмами мне становится всё интереснее. Я совершенно чокнулся на одной теме – истории первого русского кругосветного плавания. Была мотивация – обида. Почему никто не знает, что русские открыли Антарктиду? Мы должны расширять прошлое, чтобы наша национальная гордость опиралась на что-нибудь. И вот свершилось. Я снял документальный четырёхсерийный фильм «Нева и Надежда», в нём охвачено шестнадцать географических точек, включая Маркизские острова. Я не способен это оценить, потому что всё переписывалось множество раз. Но я этим жил, испытывал кайф, когда работал. Даже хотел стать моряком…

     

    koghuhov2 18042014

    Татьяна ПОКАЛЬНЕТОВА