Образование
На Арктическом образовательном форуме разбирались, почему педагогам важно совершенствоваться
Проблема кадрового обеспечения – одна из самых острых в системе образования Ямала. Квалифицированных педагогов не хватает не только в поселках, в маленьких школах-интернатах, но в крупных учебных заведениях округа. Проблему обсуждали на пленарном заседании «Лидерство в ямальской системе образования: от прорывных идей к эффективной реализации проектов» в рамках IV Арктического образовательного форума.
Нехватка в округе специалистов влияет на результаты сдачи ЕГЭ. Ирина Сидорова, советник губернатора ЯНАО на общественных началах, отметила, что на Ямале год от года плохо сдают математику.
– Что мы только не предпринимали: интенсивные занятия с детьми, ежегодные курсы повышения квалификации учителей, – говорит Ирина Сидорова. – Может, пора обратить внимание на то, что каждый 5-й преподаватель математики не имеет никакой категории вообще? На то, что учителя перегружены: у многих нагрузка свыше полутора ставок, то есть две и больше…
– Многие учителя не хотят проходить аттестацию на первую высшую квалификационную категорию, – говорит Марина Кравец, директор окружного департамента образования. – Считают, что достаточно подтвердить свой статус на соответствие занимаемой должности. Но эта процедура очень важна, мы видим это на примере ЕГЭ по математике.
Директор окружного департамента образования Марина Кравец. Фото Андрея Ткачёва / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Подспорьем для решения проблемы учительских кадров специалисты называют федеральный проект «Учитель будущего», объединивший в себе подготовку молодых кадров и непрерывного развития мастерства действующих педагогов.
При этом есть разные способы привлечь новые кадры в регион, считает Ирина Сидорова. Например, через создание корпоративно-педагогических классов, подобных действующим уже от Роснефти и Газпрома. Или целевое обучение выпускников по педагогическим специальностям. Еще один способ завлечь педагогов, в том числе и на село – предоставлять ведомственное жилье.
Эксперт говорила и о том, что необходимо создать региональный центр по выявлению, поддержке и удержанию талантов на Ямале. Школам нужно наращивать связи с вузами, чтобы пользоваться их научно-методическими ресурсами. Например, в работе с одаренными детьми.
– Наши дети не занимаются подготовкой к олимпиадам и соревнованиям с самыми квалифицированными – вузовскими преподавателями, отчасти поэтому у них нет высоких показателей на олимпиадах, – уверена советник губернатора.
На встрече обозначили еще ряд проблем, которые предстоит решить в ближайшие несколько лет. Среди них – недостаточный охват детей техническим творчеством, нарушение баланса возрастного состава педагогов, невысокие стартовые возможности детей КМНС для обучения в школе, миграция ямальских выпускников в другие регионы, неполный охват дошкольным образованием детей до 3-х лет, наличие ветхих школ.
Также с докладом о ключевых аспектах национального проекта «Образование» на совещании выступила Анна Хамардюк, директор департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения Минобрнауки РФ.
Директор департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения Минобрнауки РФ Анна Хамардюк. Фото Андрея Ткачёва / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Она отметила, что в сфере образования Ямал нередко становится передовым регионом. Однако, важно постоянно развиваться, чтобы не отстать от тех, кто за спиной.
Также федеральный эксперт напомнила, что к 2021 году должен появится высокоскоростной интернет в каждой школе, вне зависимости от географического положения и ландшафта. В городах скорость должна составить 100 мб/с, в селах – 50 мб/с.
Анна Хамардюк подчеркнула: впервые в рамках нацпроекта обратили внимание на коррекционные школы. На федеральном уровне уже предусмотрен ряд мероприятий, в частности приобретение современного оборудования, которые помогут этим организациям выйти на новый уровень качества образования.