Школьники из сёл Новый Порт и Мыс Каменный соревновались в программировании «Умной теплицы» | «Красный Север»
0°C

Образование

Школьники из сёл Новый Порт и Мыс Каменный соревновались в программировании «Умной теплицы»

После прихода в Ямальский район «Газпромнефть-Ямала», разрабатывающего Новопортовское месторождение, начался новый этап развития населенного пункта. В рамках программы социальных инвестиций «Родные города» построены яркие игровые площадки, трехэтажные кирпичные жилые дома, дороги, в школе-интернате появилось новое оборудование. А два года назад предприятие предложило школьникам поучаствовать в проекте «Класс точных наук», и те массово увлеклись робототехникой и программированием.


– В нашей школе-интернате с 2014 года реализуется профориентационный проект «Пропуск в профессию», – рассказала заместитель директора по воспитательной работе Новопортовской школы-интерната имени Л. В. Лапцуя Елена Брик. – Мы решили ввести раннюю профилизацию, чтобы уже в восьмом классе ребята представляли себе, кем хотят стать и какие предметы им нужны при поступлении в вуз. «Газпромнефть-Ямал» предложил нам открыть «Класс точных наук», в котором дети могут более углубленно изучать физику, химию, математику и информатику. Мы берем в него не всех, а только тех, у кого по этим предметам не ниже четверки. Эти ребята – их около двадцати – обучаются по индивидуальным планам, получают дополнительные знания. 

Нефтяники же помогают нам укреплять материально-техническую базу, организуют экскурсии на месторождения и приглашают специалистов, которые учат наших детей работать с оборудованием, проводят мастер-классы и онлайн-консультации. А недавно наши ученики ездили на семинар в Тюмень.

Такая же работа ведется и в соседнем селе Мыс Каменный. По словам девятиклассника из Мыскаменской школы-интерната Владимира Спиренкова, всё началось около пяти лет назад с кружка по робототехнике, в котором дети собирали фигурки из конструктора «Лего». Спустя всего пару лет ребята уже программируют микроконтроллеры.

– Учебные наборы и детали нам предоставил «Газпромнефть-Ямал», а преподаватели из Тюменского индустриального университета приезжали и учили азам программирования, – вспоминает мальчик. – Надеюсь, эти навыки помогут нам поступить в вуз и потом вернуться на Ямал в качестве специалистов. Наш округ – перспективная территория, здесь ведется интенсивная разработка месторождений и хорошие программисты нужны.

Кстати, учитель математики и руководитель кружка робототехники Новопортовской школы-интерната Жанна Башук призналась, что ей самой пришлось немало потрудиться, чтобы разобраться в новом для нее направлении.

– Даже ночами не спала, изучала наборы «Лего» и «Амперка». Было сложно, но преград для самосовершенствования нет, и всё получилось, – говорит Жанна.

Ее коллега из Мыскаменской школы-интерната, учитель физики Алексей Нешетаев с платформой Arduino тоже не был знаком, пришлось осваивать. Помощь обоим оказали всё те же сотрудники Тюменского индустриального университета: проводили онлайн-вебинары, подсказывали, показывали...

Наставники из Тюменского индустриального университета Майя Андреева и Евгений Безгодов приехали в Ямальский район далеко не в первый раз. Педагоги с конца 2016 года систематически проводят и занятия, и соревнования по робототехнике для сельских школьников, а месяц назад организовали для них заочный курс онлайн-обучения по программированию «Умной теплицы» через «Скайп». Теперь преподаватели прибыли в Новый Порт, чтобы закрепить полученные знания на практике, а заодно выяснить, кто лучше справится с автоматизацией макета теплицы – новопортовцы или мыскаменцы.  

– В декабре 2016 года мы впервые прилетели в Новый Порт по приглашению нефтяников. Привезли школьникам несколько десятков робототехнических наборов для начинающих «Амперка», чтобы дети поняли, что такое программирование, познакомились с набором электронных элементов. Ребята должны были запрограммировать роботов так, чтобы те как можно быстрее добрались до финиша, двигаясь только по заданной траектории. Постепенно задания усложнялись, мы изучили светодиодные кубы, массивы и перешли к «Интернету вещей», в рамках которого и разрабатываем теперь нашу «Умную теплицу». Например, в ней есть датчики влажности почвы и водяная помпа, которая качает воду и поливает растения, датчик освещенности и светодиодные лампочки, датчик температуры воздуха и форточка, которую можно открывать, если жарко, и закрывать, если холодно. Всё, что нужно, – написать программу, по которой все эти элементы в целом будут взаимодействовать без участия человека. Этим мы и занялись в ходе нашего хакатона, – подытожила Майя Андреева.

Впрочем, дочь оленевода и чумработницы семиклассница Алина Салиндер мечтает построить такую теплицу в натуральную величину, чтобы облегчить жизнь в тундре.

– Я хочу стать предпринимателем, выращивать у нас в Новом Порту картошку, редиску, бананы, – поделилась планами Алина. – Для этого как раз и нужны теплица и знания, которые мы получаем.  

Учитывая, что на хакатоне девочка заняла первое место в подгруппе «Климат-контроль: индикация», шанс новопортовцев когда-нибудь попробовать выращенные в своем же селе экзотические фрукты не такой уж призрачный.

В общем зачете по итогам двухдневного хакатона «Умная теплица» первое место заняла сборная села Мыс Каменный. Команда допустила единственную ошибку, рассказал семиклассник Андрей Фензель: неправильно подключила порты к датчику освещенности, в результате чего не загорелась светодиодная лента.

Новопортовцы же заняли второе место. Хотя они и сумели наладить индикацию и управление климат-контролем, но не смогли обеспечить слаженную работу всех элементов одновременно.

– Сначала у нас была проблема с оборудованием – плохо подсоединили кабель. Потом программа не хотела переводить данные в проценты, а некоторые датчики барахлили, – объяснил участник команды Денис Бодров.

По итогам хакатона обе команды получили призы – современных роботов для дальнейших занятий еще более сложного уровня. Завершилось мероприятие праздничным чаепитием с тортами и веселой развлекательной программой.


0

0

0

0

0

0



Темы