В школах могут ввести предмет «Цифровая гигиена» | «Красный Север»
0°C

Образование

В школах могут ввести предмет «Цифровая гигиена»

Подсчитано: треть дня современный подросток проводит в интернете. Кажется, вот он совсем рядом, в безопасности, но что происходит с ним на самом деле, когда он погружается в соцсети, неизвестно…


«Цифровая гигиена» – что это такое и для чего она нужна? Чем может быть опасна Всемирная паутина? Ответы на эти вопросы эксперты и общественники искали на форуме в Москве. 

Пять часов онлайн

Цифровая эпоха наступила не так давно, поэтому еще не все, и тем более дети, знают, какие опасности подстерегают во Всемирной паутине. 

– Все наши дети погружены в гаджеты, – переживает Светлана Недилько, президент Межрегионального союза общественных объединений многодетных семей. – Мы, находясь на работе, не понимаем, чем они интересуются, куда они могут быть вовлечены.

Самая незащищенная группа – подростки. В соцсетях они проводят по пять часов в день, каждые полчаса проверяют обновления и практически уходят в виртуальную реальность. С кем они общаются, что пишут, в каких группах состоят и обмениваются информацией – контролировать этот процесс очень сложно. 

– На самом деле ситуация очень плохая, и она только ухудшилась за год резко, – заявила Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch, член Центрального штаба ОНФ. – Каждый третий подросток находится в обработке у профессиональных манипуляторов, которые разрушают базовые ценности, раскачивают подростков на деструктивные действия. 

Подростки сами этого не осознают, единственные, кто может  об этом сказать или объяснить, это взрослые, которые часто, к сожалению, не осознают проблему сами… 

Превращают в марионеток

Данные, представленные на форуме, действительно ужасают. В социальных сетях действуют более 10 тысяч групп, которые формируют у молодежи предпосылки к совершению действий криминального характера. Около шести миллионов подростков уже вовлечены в различные ультрадвижения.

– Реально управляет нами, по сути, такой «большой брат». А мы не можем отбиваться, только где-то ограждаемся, уворачиваемся, но не проводим ни контрмер, ни контрнаступлений, – считает Роман Волошин, руководитель межрегионального движения «Чистый интернет».

Внимание подростка сначала привлекают, например, интересной или смешной фотографией, он подписывается на группу. Затем начинается обработка – ребенка легче всего подловить на желании выделится, самоутвердится, и этим очень умело пользуются профессиональные манипуляторы.  

– Появляется уже идеологическая наполненность: то, что быть плохим, – хорошо, если ты что-то делаешь плохо, значит – ты особенный, а это как раз воздействует на желание подростка выделяться, – считает Наталья Касперская. 

Охотники ищут внушаемых

Похожий механизм использовали при создании запрещенного в России исламского государства.

– Необразованным людям обещают рай, называют братьями, дают деньги. Они не понимают, что этого делать нельзя, это неправильно, это манипуляция, это давление, психологическое НЛП. И поэтому их легко можно направлять к любой цели, –  рассказал Зираддин Рзаев,  клинический психолог.

Цель охотников на подростков схожа: перевернуть систему ценностей и подготовить ребенка выполнять нужные заказчику команды.

– Это дрессировка. Идет отбор наиболее внушаемых, после чего их натравливают на какие-то действия. Это перепрошивка, намерение обесценить общечеловеческие ценности, – уверена Наталья Касперская.

В Сеть – по паспорту!

Массовое вовлечение молодежи в эти процессы говорит о том, что в обществе что-то происходит не так и впору бить во все колокола, считает Роман Волошин: 

– Все ушли в получение денег, они нас и погубят. За айфон молодежь готова выполнить все что угодно.

Запретить, закрыть деструктивные группы – невозможно, они как грибы появляются снова, осваивают новые площадки и мессенджеры.

– Мы решили паспорт выдавать ребенку в 14 лет, значит, с этого возраста ребенок несет ответственность. Должен понимать, что регистрируясь в соцсетях, есть какие-то последствия. Раньше этого делать нельзя, нужно все это блокировать, – считает Светлана Недилько.

Зираддин Рзаев считает, что в соцсетях должны быть гражданские сотрудники, которые отслеживают подозрительные страницы:

– Если где-то видим опасность, обязательно нужно звонить на горячую линию и блокировать такие сайты.

Роман Волошин предложил активнее пропагандировать семейные ценности:

– Дайте сто примеров, сто положительных площадок, распространите в школах, покажите, и люди будут заходить и обмениваться. То есть, это нужно вовлекать, и подавать другой пример, направлять детей в другое русло.

Сейчас обсуждается введение специального предмета в школе «Цифровая гигиена», на котором подросткам будут объяснять правила поведения в социальных сетях. Будет ли эффективной такая практика, покажет время. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Даже детсадовцев пора учить сетевой безопасности

Про сетевые ловушки российским школьникам рассказывают в рамках Единого урока безопасности в Интернете. Его приурочили ко Дню Интернета, инициатором стала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. 

С  2014 года в конце октября с учащимися говорят об опасностях, которых хватает в цифровом пространстве, и учат защищать персональные данные. Педагоги пользуются методическими рекомендациями с сайта единыйурок.рф. 

Добавим, что в России принята Концепция информационной безопасности детей до 2020 года включительно, в рамках реализации которой проходит Единый урок. В нем ежегодно участвуют тысячи школ, включая ямальские. Но, судя по тому, что гаджетомания уже захватила дошколят, профилактику сетевых угроз пора начинать с детского сада.

Гаджеты появляются в руках современных детей чуть ли не вместе с погремушками. Но последним хотя бы делают санитарную обработку, а Интернет чаще всего обрушивается на ребенка таким, как есть…


0

0

0

0

0

0



Темы