В субботу – выходной! Одним плач, другим веселье... | «Красный Север»
0°C

Образование

В субботу – выходной! Одним плач, другим веселье...

Школы Ямала примеряют пятидневный режим учебы. В некоторых учреждениях не только первоклашки,  но и ученики среднего и старшего звена не ходят на занятия по субботам. Как это удалось и кто рад сильнее?


Больше всего от этого пока выиграли… родители. Им теперь не нужно просыпаться ни свет ни заря, чтобы собрать и проводить на уроки свое чадо. Для них суббота – повод поспать подольше и провести с детьми больше времени.

– Это очень удобно. Раньше в этот день у нас был полноценный рабочий график: ребятишек-школьников у меня двое, с разницей в возрасте в два года. Одного в первую смену отправляешь, другого – во вторую. Пока один на уроках, со вторым делаем домашку. Вот такая бесконечная школа. А воскресенье пролетало – оглянуться не успеваешь, – поделилась с «КС» ощущениями от новшества Анна Остапенко из Салехарда. В Обдорской гимназии решили внедрить новшество в этом году. – Сейчас есть возможность посвятить субботу дополнительному образованию детей. Записались в секцию по программированию, рассматриваем вариант факультатива по математике – эту услугу предлагает наша Обдорская гимназия.

Мама двух школьников за первые две учебные недели почувствовала разницу: дети спокойно занимаются домашними заданиями в пятницу, предвкушая два выходных дня. Собраться на кружок времени предостаточно, такие занятия перестали восприниматься обязаловкой. Есть возможность выбраться всем вместе на какое-нибудь городское мероприятие, да и просто погулять. Пока, уточнила Анна, большой разницы по количеству уроков на неделе она не заметила: 4–5 занятий в день у третьеклассника и 5–6 у пятиклашки – вполне приемлемо.

ПЯТЬ  ДНЕЙ,  НЕ  ПОДНИМАЯ  ГОЛОВЫ

А вот другая мама из Нового Уренгоя от пятидневки в легком шоке. Дочь Татьяны переехала доучиваться до одиннадцатого класса к бабушке в Белгород. Девушка планирует поступать в престижный вуз, хотела с головой погрузиться в подготовку к ЕГЭ. Но времени на это, как оказалось, очень мало. В местной гимназии учеба начинается в половину девятого, последний урок заканчивается в три часа дня. Не менее трех часов уходит на домашние задания, приходится пыхтеть и над учебниками, и самостоятельно добывать информацию. Чем не рабочий день, как у взрослых!..

Год только начался, но к такой нагрузке никто в семье не был готов. Отдыхать девочке некогда: выходные отданы штудированию предметов. Проветриться-прогуляться получается только поздно вечером, о каких-то культурных мероприятиях и речи не идет…

НА ЧТО ПОТРАТИТЬ СУББОТУ?

Эти две истории – яркие иллюстрации спора между приверженцами старой системы с шестью учебными днями и теми, кто ратует за пятидневку.

Первые считают, что учебная нагрузка распределяется более равномерно, количество уроков в день не выматывает и дети раньше покидают школу. 


Проще всего внедрить пятидневку – для учеников начальных классов. Там малыши проще адаптируются к постепенно возрастающей нагрузке. 



Новаторы уверены, что часы, которые дети просиживают по субботам, – шелуха дополнительных предметов, навязанных школам. Если их убрать из расписания – на качестве знаний это никак не скажется. Зато дополнительный день, проведенный в кругу семьи, позволит родителям в полной мере заняться воспитанием отпрысков. Выставки, соревнования, совместные прогулки, общение со старшим поколением – всему теперь найдется время.

Однако в лишний выходной дети предоставлены сами себе, возражают первые: компьютер, телевизор, двор –  участия родителей во времяпрепровождении столь же мало, как и учись ребенок по субботам. К тому же специалисты уверяют: после пятого по счету урока ученики настолько устают, что не воспринимают темы.

Поэтому сегодня решение о том, сколько дней учиться, принимается администрацией учебного заведения в соответствии с пожеланиями родительского коллектива. Чаще всего везет ученикам начальных классов, в среднем звене предметов больше, а выпускники и так тратят на подготовку всё свое время.

Однозначного решения Минобрнауки  по этому поводу на данный момент нет, хотя министр Васильева и пообещала сделать пятидневку для начального и среднего звена обязательной. Учеба по субботам останется лишь для учеников 10–11 классов.


Мнения

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА НЕ МОЖЕТ СТАТЬ БОЛЬШЕ

Оксана Казыева, заместитель начальника департамента, начальник управления образования, Салехард:

– Пятидневка или шестидневка – в любом случае предельное количество часов по учебному плану регламентируется федеральными документами. Превышать их суммарное количество нельзя, и это обязательно учитывается при составлении учебных планов. Школы имеют право перераспределять нагрузку на учебной неделе. Главное, не переусердствовать.

Кроме того, федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают не только реализацию основной программы, но и внеурочную деятельность. В Обдорской гимназии, например, именно внеурочку вынесли на субботу – учащиеся приходят в этот день на элективные курсы, кружки и факультативы.

ДЛЯ СОКРАЩЁННОЙ НЕДЕЛИ НУЖЕН ПРОСТОР

Инна Млынковская, заведующая сектором общего образования профильного ведомства Ноябрьска:

– В новом учебном году частично перешли на пятидневку несколько параллелей начальных классов в школах номер три, шесть, восемь, девять, десять и тринадцать, а также микрорайона Вынгапуровского. Это решение принимали управляющие советы школ. Рассматривали все нюансы: от количества учебных часов до специфики образовательного процесса. Общеобразовательная гимназия полностью перешла на пятидневную неделю.

Плюсом для внедрения пятидневки стало и то, что в Ноябрьске все первоклассники занимаются в первую смену. Школы номер десять и четырнадцать, коррекционная, вынгапуровская, а также гимназия полностью учатся в одну смену. Остальные стремятся к этому же, но мешает теснота зданий: только в двенадцатой школе в этом году организовано шесть первых классов.

ИНЯЗ ОТ ПЕРЕМЕНЫ НЕ ПОСТРАДАЛ

Елена Орлова, заместитель директора Гимназии № 1, Ноябрьск:

– Обсуждать такую возможность и готовиться к нововведению мы начали года два-три назад. Изучили мнение родителей и детей, внесли необходимые изменения в нормативно-правовую базу, примерную образовательную программу, учебный план. Постарались в полном объеме сохранить часы преподавания иностранных языков по углубленной программе и качество обучения в целом и при этом не навредить здоровью школьников.

Во время анкетирования 87 процентов родителей и сто процентов педагогов высказались за пятидневку. С начала учебного года школьники и их наставники по субботам отдыхают.


0

0

0

0

0

0



Темы