16+
  • 79-летний фотомастер успевает и в «коммуналке»

    19.03.2016 18:00:00

    79-летний фотомастер  успевает и в «коммуналке»

    У Герасима Каширова из Ноябрьска завтра праздник двойного значения: он работает и в ЖКХ, и в сфере бытового обслуживания. Несмотря на почтенный возраст, он продолжает трудиться фотографом в салоне Дома быта «Силуэт», председательствует в ТСЖ «Мира, 40».

    На коммунальное поприще 79-летний Герасим Васильевич ступил четыре года назад. Соседи единодушно доверили ему управлять домом и не пожалели об этом. Руководитель, правда, не любит рассказывать о товарищеских заботах, говорит, ничего особенного. Сетует только, что бумаг много и без помощницы, супруги Любови Ивановны, было бы ему нелегко. Об успехах скромного руководителя говорят факты. Например, в феврале ТСЖ «Мира, 40» победило в конкурсе «Энергия партнерства». «Северная энергетическая компания» тем самым поощряла организации с высокой платежной дисциплиной. У Каширова с платежами всё в порядке!

    Что касается фотографии, то это – любовь с детства, Герасим Васильевич снимал еще на знаменитой «Смене». В Ноябрьск приехал в 1981 году из уральского Краснотурьинска. Поначалу оформлял помещения КС-1. Потом его уговорили перейти в только открывшийся быткомбинат на улице Республики. Каширов организовал студию и первым на Ямале занялся цветной фотографией. Таких снимков, как он, никто больше не делал!

    – Моя студия в 80-е годы считалась лучшей на Ямальском Севере, меня приглашали снимать в Надым, Новый Уренгой, предлагали переехать, но я остался, – вспоминает Герасим Васильевич. – Через шесть лет меня позвали в «Силуэт», с тех пор здесь и работаю.

    Сейчас он арендует в Доме быта маленькую комнатушку – аренда стала слишком дорогой, оборудованная студия из нескольких помещений осталась в прошлом.

    У мастера огромный архив, некоторые снимки на пленках хранятся в гараже, ждут своего часа. В некоторых фотоциклах, таких, как «Путешествуя по Индии и Шри-Ланке», более трехсот снимков.

    В 1979 году Герасим Каширов попал в экзотические страны, впечатлений хватило на всю жизнь. Портреты местных жителей, знаменитый Тадж-Махал, Красный форт в Агре, мавзолей Джавахарлала Неру, южная природа, женские образы, животные. Чего только не ухватил зоркий глаз, чтобы запечатлеть на пленке!.. Шестнадцатидневное путешествие стало единственной поездкой Герасима Васильевича за границу, тогда в туристической группе из СССР он был единственным беспартийным.

    – Меня потрясла Индия, – ностальгирует мастер. – Архитектура этой страны, люди, еда, индийские танцовщицы, йоги. Я истратил 48 кассет дефицитной цветной пленки – и всё равно снял мало!

    Лишь одну пленку он тогда не довез до дома – обезьяна  вырвала ее из рук и уничтожила.

    За молодым Ноябрьском фотограф следил с не меньшим интересом, чем за густонаселенным Индостаном. Первая пятиэтажка, детские сады, больница, стройки, магазины…

    – Сейчас на цифровой технике можно сделать двести кадров и выбрать лучший, только успевай кнопку нажимать. А тогда пленка была дорогая, ее выдавали в Доме быта совсем немного, фотографируешь и думаешь: осталось мало, а поснимать еще так хочется! – рассказывает Каширов.

    …Перед объективом знаменитого фотографа когда-то сидела и я. Будучи восьмиклассницей, пришла запечатлеть для истории свой модный образ – в только что купленных, очень модных дутых сапогах и новеньком синем плаще. Еще хранятся два портрета в стиле 60-х. Работы очень выразительные, присутствует знаменитая кашировская композиция. Так, действительно, мало кто сейчас снимает, всё больше в движении, на лету. Поэтому преданные клиенты до сих пор фотографируются только у Герасима Васильевича. Загляну и я к нему до лета, пусть сделает образцовый портрет.

    ЗНАТОКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ПО СТАРИНКЕ

    Наш герой считает, что в его работе нет никакого секрета.

    – Нужно правильно кадрировать, а главное – обращать внимание на композицию. Если ее нет, то и снимок не получится. Бывает сюжет маленький, на первый взгляд незаметный, а мимо не пройдешь, – рассуждает мастер. – Я еду на работу и вижу, что хотел бы сфотографировать. Получается не всегда, возраст. А раньше брал аппарат и быстрее бежал фотографировать понравившийся пейзаж. Надо снимать больше дублей, тем более сейчас такая возможность есть. Уметь на ходу перестраиваться, если не получается выхватить то, что изначально задумали. Ну и, конечно, надо читать специальную литературу, сейчас она доступна всем.

    Художник считает, что фотография, как и любое искусство, – штука субъективная, кому-то понравится снимок, другому – нет. Дело вкуса. Хорош тот, который «цепляет» зрителя. 

    Сейчас он уже не делает фотосессии, изредка получает заказы на художественное фото – у знатоков оно ценится по-прежнему. Говорит, что приходит на работу больше для общения, встреч со старыми друзьями, знакомств с новыми людьми. Иначе неинтересно.

    Радуется, когда доводится снимать детей: «Малыши эмоциональные и естественные, работать с ними – одно удовольствие, и фотографии получаются хорошие, особенно портреты».

     

    Валерия Акименко
    Валерия Акименко

    Автор
    +7 (3496) 42-24-04 - НОЯБРЬСК
    a_valeriya@mail.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика скрипт статистика посещения
HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика