НОВОСТИЛедоход все ближе: что сейчас происходит на салехардском берегу Оби (видеокадры) ОБЩЕСТВОНа переправе Салехард – Лабытнанги движение подушек остановлено НОВОСТИЛедоходу на Оби до Салехарда осталось пройти 90 километров КУЛЬТУРАВ Ноябрьске музей на одну ночь превратился в периодическую таблицу развлечений КУЛЬТУРА«Ночь музеев» в Новом Уренгое раскрасили в технике эбру КУЛЬТУРАВ надымском музее показали древние солнцезащитные очки и писали руны НОВОСТИПевцу и композитору Игорю Корнилову – 51: именинник благодарит, ямальцы поздравляют ОБРАЗОВАНИЕОбразовательная инфраструктура Ямала признана лучшей в России НОВОСТИВ Муравленко зарегистрировали 15-тысячного новорожденного ОБЩЕСТВОБлагодаря журналистскому проекту ямальцы сбросили 500 кг и родили трех детей ЗДОРОВЬЕКак помогать неизлечимо больным ямальцам, консультируют московские светила ЭКОНОМИКАДля «Ачимовки» разработают «дорожную карту» НОВОСТИЯмальские учителя жалуются: «Отчетов все больше. На учеников времени не остается» ЭКОНОМИКАИнтернет в Тазовском «разгонят» частями старой магистрали ВЛАСТЬЯмальские аграрии просят открыть свободную экономическую зону ОБЩЕСТВОПобедительница конкурса «Красного Севера»: «Ни за что не отдам болотники мужу» НОВОСТИКакая самая крошечная достопримечательность на Ямале? ОБЩЕСТВОЯмальцы выехали на улицы на велосипедах НОВОСТИКлоун Степанов дал интервью «Красному Северу». Бесплатно ОБЩЕСТВОНовый тренд в туристической гастрономии: мороженое со вкусом региона ОБЩЕСТВО«Подушки» на переправе Салехард – Лабытнанги 18 мая могут встать на прикол из-за ветра НОВОСТИНа Ямале для 1482-километрового экспоната ищут музей ПРОИСШЕСТВИЯВ Пуровском районе «КамАЗ» с цистерной опрокинулся в канаву ВЛАСТЬ«Скорая телефонная помощь» для жителей Лабытнанги отметила три года ОБЩЕСТВОДайджест Арктики: северяне становятся архитекторами своих городов

  • На Ямал пришел месяц молитв и подарков

    09.01.2019 07:31:00

    На Ямал пришел месяц молитв и подарков Александр Бейфус / КРАСНЫЙ СЕВЕР
    Январь у ненцев не начало года, а продолжение нарка пэвдей иры – «месяца большой темноты». Лишь к его середине солнце начинает с трудом подниматься над верхушками деревьев, предвещая наступление лимбя иры – «месяца орла». Сами орлы возвращаются в феврале.

    Впрочем, и для первой половины января у ненецкого народа нашлось особенное название – хаяр сояма иры – месяц рождения солнца. Любопытно, что за полярным кругом небесное светило начинает «пробуждаться» в день Православного Рождества – 7 января. Оно осторожно выползает из-за горизонта, и это служит сигналом для начала нового календарного периода. Можно сказать, январь дает оленеводам время подумать о душе, о высоком. Меланхоличная белая тундра к этому располагает, а нарождающееся солнце приносит надежду.

    Когда же в 20-х числах января солнце поднимется ровно на высоту хорея, воткнутого в полдень в снег, оно напомнит тундровикам орла, севшего на высокое дерево. По преданию соседнего с ненцами народа ханты, только орел осмелился свататься к солнцу, так как оба летают выше всех…

    Все эти природные знаки жители тундры наблюдали веками, поэтому распорядок их жизни был выверен с точностью до дня. Издревле, наблюдая за просыпающимся солнцем, оленеводы знали – зимний отдых подходит к концу, пора готовиться к важнейшему событию года – переходу через реки на север и отелу важенок. 

    Отел происходит весной, в апреле-мае, однако уже с января надо браться за важные дела, чтобы завершить их до осторожного каслания с беременными важенками на север. К примеру, можно было отправиться на ярмарку, пополнить запасы продовольствия и необходимых в быту вещей, починить одежду, нарты. Когда наступит вьюжный февраль, поездки станут неудобны. А пока январь правит бал, горизонт, как правило, чист, зато морозы стоят лютые, обжигающие. Именно в это время и надеваются самые толстые малицы и ягушки, заботливо подшитые осенью. 

    А еще верования тундровиков гласят: в январе верховный бог Нум становится ближе всего к людям. Это заметно по всё чаще разгорающемуся в небе харпу – северному сиянию. Поэтому этот месяц – еще и время особых слов, молитв, которые оленевод произносит тихо, без свидетелей, обращаясь к Нуму. И если в такие минуты в небе зажгутся зеленые сполохи, оленевод облегченно вздохнет: его молитва услышана.

    У народа ханты, исторически связанного с северными реками, связь с водой отразилась даже в названии первого месяца. Собственно, январь – это ас халты тылящ – «время умирания воды». Вся хозяйственная деятельность замирает вместе с природой. Охотники еще продолжают ловить зайцев и тетеревов, но лишь вблизи дома, далеко не идут – в январской тайге мороз может и убить, да и спящего медведя можно ненароком расшевелить. 

    Зато в это время начинается гостевание: семьи одного рода собираются вместе, обмениваются новостями, планами на год, договариваются о совместном труде на лето, обсуждают, когда пойдет рыба и понадобятся крепкие лодки и снасти. А еще в январе тундровики любят дарить друг другу подарки. В общем, и у ненцев, и у ханты январские обычаи схожи с рождественскими традициями русского народа.
    Нина Фальшунова

    Автор
    linavo@mail.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...