-4...-6°C

Цифровое ТВ
16+
  • Арктическая защита: от времён романовских и до наших дней

    11.05.2015 02:03:55

    Арктическая защита: от времён романовских и до наших дней

    Чтобы представить будущее заполярных территорий, нужно заглянуть в прошлое, считают историки.

    Наша страна долго шла к пониманию того, что Арктика, несмотря на суровый климат, лакомый кусок для иностранных держав, а значит, прямой выход России в ее воды не гарантирует свободного владения поморским наследством.

    С развитием технологий добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа на арктические богатства стали претендовать все, кто этими технологиями владеет, включая даже Индию и Китай. Можно ли было предугадать такой ход событий?

    Андрей Михайлов, научный сотрудник НИИ Военной академии Генштаба Вооруженных сил РФ, считает, что для этого были все предпосылки. Военные и ученые царской России как в воду глядели, призывая власти уделять вопросам развития арктических территорий как можно больше внимания. Кто знает, быть может, они предвидели не только наше настоящее, но и недалекое будущее? В 1889–1890 годах в журнале «Русское судоходство» была опубликована научно-фантастическая повесть «Морские твердыни России». В ней описывалась… российско-китайская война на море! По воле автора императорская Россия разгромила флот Поднебесной, действуя с базы… на полуострове Рыбачий в Баренцевом море! Еще не был возведен Мурманск, но автор произведения – морской офицер Александр Конкевич – уже агитировал за его строительство столь необычным образом, предвидя, помимо прочего, грядущее усиление и амбиции нашего восточного соседа.

     

    ЗАЩИТИТЬ СВОЙ ДОМ ОТ ЧУЖИХ «ИНТЕРЕСОВ»

    Об этом и многих других интересных фактах Андрей Михайлов рассказал в Салехарде в ходе лектория, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Как уже сообщалось, встреча была организована Советом молодых ученых и специалистов при губернаторе ЯНАО, при поддержке окружного департамента по науке и инновациям. Отвечая на вопросы «Красного Севера», докладчик подчеркнул, что дальнейшее освоение арктических территорий может пойти как по пути международного сотрудничества, так и по пути острейшей конкуренции с непредсказуемыми для всего мира последствиями.

    – Во избежание худшего сценария Россия должна здесь жестко отстаивать свои национальные интересы, – сказал Андрей Александрович. – Тем более сейчас на свою долю арктического пирога стали претендовать далекие азиатские страны. По аналогии с Антарктикой они рассуждают так: «Ну и что, что мы не имеем прямого выхода в эти воды. Всё равно эти территории – общее достояние, здесь бывали наши ученые, и мы хотим участвовать в их освоении».

     

    НЕМЦЫ СЮДА УЖЕ ПРИХОДИЛИ

    Вообще, Россия уже переживала нечто схожее. Так, по словам докладчика, в 1899 году с острова Медвежий был удален германский подданный Лернер, который намеревался воздвигнуть там поселение и начать добычу каменного угля. Тогда, как и сейчас, иностранный капитал имел на Арктику виды. А в России хватало либералов, считавших, что уступить лучше, чем ссориться с Западом. Порой их реакция была слишком болезненной, яркий пример тому – критические отзывы на повесть Александра Конкевича о русско-китайских морских баталиях. Самые боязливые считали, что военная активность царской России на Севере может спровоцировать конфликт со Шведско-Норвежским государством.

    – Защищая своего автора, издание высказалось вполне в духе наших дней: «Оказывается, что для устройства военного порта в собственных пределах России требуется разрешение и Англии, и Швеции, и, чего доброго, самого Фердинанда Кобургского. Так думают в Москве русские якобы мыслители. А почему они так думают – потому, что очень либеральны, к иностранцам почтительны, а к русской чести и достоинству – пренебрежительны», – процитировал эту любопытную переписку Андрей Михайлов.

    Отметим, что к моменту публикации «Морских твердынь» уже были написаны ярким поборником освоения Севера Михаилом Сидоровым такие труды, как «Проект о заселении Севера путем промышленности и торговли…», «О богатствах северных окраин Сибири и народах, там кочующих», «О нефти на севере России». Но царское правительство медлило со строительством незамерзающего военно-морского порта в арктических широтах. Позже это дало Сергею Витте повод утверждать: «Если бы Николай II издал указ, что надо устраивать наш морской базис на Мурмане, то мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага – захвата Порт-Артура, и затем, так как мы все спускались вниз, шли со ступеньки на ступеньку, – не дошли бы мы и до Цусимы».

     

    ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНУЛ…

    Прошло еще немного времени, и стало очевидно – строительство порта Мурманск могло уберечь Россию не только от войны с Японией, но и от многих трудностей в войне с кайзеровской Германией, которая приложила немало усилий, чтобы блокировать основные силы русского флота в «закрытой» Балтике.

    – Вопрос о военно-морской базе на Севере оставался открытым вплоть до начала Первой мировой войны, когда вступившая в антироссийский союз Турция закрыла проливы Босфор и Дарданеллы, а Германия направила мощный флот на Балтику, – говорит Андрей Михайлов. – Важнейшим центром, куда союзники доставляли оружие, боеприпасы и технику, стал Архангельск. Большая роль в деле переброски грузов отводилась также гаваням Мурманского побережья. В декабре 1914 года Совет министров принял решение о безотлагательном начале строительства железной дороги от Петрозаводска к Мурману. Летом 1915-го на восточном побережье Кольского залива началось строительство порта, при котором возник поселок Семеновский (по названию бухты). В октябре 1916-го здесь был основан город Романов-на-Мурмане – будущий Мурманск. Несколько раньше, в феврале 1916-го, император Николай II утвердил план организации военно-морских сил в Северном Ледовитом океане. В марте Совет министров принял проект строительства двух военно-морских баз: на берегу Кольского залива и в Йоканьге. В сентябре того же года началось формирование флотилии Северного Ледовитого океана. После долгих проволочек под давлением суровых реалий войны меры по военной защите Заполярья, наконец, начали приниматься, – подытожил докладчик.

    Нынешние интересы России в Арктике простираются гораздо дальше сооружения одного военно-морского порта и развития торгового судоходства в экстремальных широтах. Однако, как уже было сказано, русские мыслители умели заглядывать в далекое будущее. Тем актуальнее звучат пророческие слова Александра Конкевича, сказанные им в далеком 1892 году: «Историческое значение северного побережья для России не окончилось и окончится лишь тогда, когда уладятся все мировые вопросы, держащие народы под ружьем в ожидании минуты броситься друг на друга».

     

    Андрей БАЛАНДИН

    severok2@mail.ru

    Фото: Александр БЕЙФУС

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...