НОВОСТИЧто делать с Вынгапуровским? Губернатор предложил сообща обсудить судьбу отдаленного поселка ОБЩЕСТВОВ Новом Уренгое появились первые дог-боксы СПОРТПолицейский из Салехарда пробежал 176 километров за сутки ОБЩЕСТВОВ Лабытнанги устанавливают фотозоны и скамейки с подогревом ОБЩЕСТВОКому скамейки с подогревом, а кому площадки для собак: ямальцы агитируют за уют ПРОИСШЕСТВИЯВ Тазовском районе рабочего убило током НОВОСТИКоробка «Малышу Ямала» станет контейнером для игрушек ОБЩЕСТВО«У него был дар воспитывать людей» НОВОСТИВ Яр-Сале хотят устроить своп-вечеринки, а в Муравленко – велопрокат НОВОСТИНа Ямале зафиксировали рекордную жару ОБРАЗОВАНИЕДля школьников Ямала создадут сеть IT-кубов ЭКОНОМИКАЯмальцы больше всех в России тратятся на алкоголь и сигареты КУЛЬТУРАСалехардам предлагают посмотреть кино в палатке ВЛАСТЬДмитрий Артюхов завершил автопутешествие по Ямалу и обещал регулярно повторять поездки ОБЩЕСТВОНа Ямале стартовал сезон охоты на пернатую дичь ВЛАСТЬПравительство ЯНАО выделит полмиллиарда на покупку квартир на вторичном рынке НОВОСТИ«Там столько грязи, Кать, тебе понравится!» Больше сотни экстремалов пробежали «ТрансУрал» ОБЩЕСТВО Ямальцев зовут на «КедрФест» СПОРТЯмальская шахматистка сыграет на командном чемпионате Европы ПРОИСШЕСТВИЯХозяин заброшенного завода в Надыме осужден из-за гибели ребенка НОВОСТИКак распознать в любимом «домашнего боксера» и вовремя сбежать НОВОСТИ«Ворота Ямала»: что мешает развиваться придорожному сервису? ЭКОНОМИКАБольше половины оленей в ЯНАО привили от «сибирки» ОБЩЕСТВОВ Салехарде убрали огромную бесхозную свалку ЗДОРОВЬЕОтделения Новоуренгойской ЦГБ приводят в соответствие нормам СанПин

  • Азы профессии запивали колой

    14.01.2015 12:27:06

    Азы профессии запивали колой

    С газировки началось занятие в школе юного журналиста, которую недавно открыло «Северное издательство». 

    – Как они это делают? Я-то подготовила такую лекцию, мол, вы переплачиваете за бренд... – недоумевала после Ольга Сытник, заместитель редактора журнала «Ямальский меридиан» и организатор проекта.

    А дело в том, что большинство «школьников», собравшихся в Национальной библиотеке ЯНАО, по результатам слепого теста с тремя видами колы – двумя всем известными и одним не особенно – безошибочно угадали, в каком из стаканов что плескалось. Впрочем, планов работы это не нарушило: задумывалось всё не только чтобы замерить опыт молодежи в поглощении прохладительных напитков или «подзарядить» углеводами мозг перед работой. Главное – чуть позже участники эксперимента напишут о нем новость.

     

    ПИРАМИДУ ПЕРЕВЕРНУЛ  ТЕЛЕГРАФ

    О том, что такое «новость» и как она рождается, и говорили на лекции.

    – Это когда рассказывается, что происходило в этот день, – предполагают участники.

    – Весь день по городу кружил автобус номер пять, – парирует лектор. Так, сообща, с родовыми признаками всё же разобрались.

    Не менее интересно, как именно и почему новость устроена изнутри. Вот вы, например, знали, что в основе классического информационного сообщения лежит принцип перевернутой пирамиды? Сначала – фундамент, то есть суть произошедшего, потом – самые важные детали, их дополняют менее существенные, и концовку можно закруглить каким-нибудь интересным фактом для приятного послевкусия. А определил такой подход ненадежный телеграф. Буквально так: в стародавние времена журналисты с мест в первую очередь сообщали, что, собственно, случилось, и уже потом углублялись в подробности, чтобы при обрыве связи в любой момент коллеги успели получить главное.

    Эта структура и телеграфная краткость до сих пор сохранились в жесткой новости – сжатом сообщении по горячим следам, вводящем читателей в суть дела и предполагающем, как правило, более развернутое возвращение к теме. А вот новость мягкая уже не столь прямолинейна, снабжается элементами аналитики и украшательствами, призванными занять читателя. Такой стиль подачи препарировали на примере уфимской газеты.

    – То есть мягкая – это больше формат для местных, городских новостей, – выбор источника сыграл злую шутку с Андреем, одним из участников.

    То ли еще будет, когда мы доберемся до практикума по орфоэпии (какой журналист без владения собственным главным инструментом?). Меньше десятка ошибок в расстановке ударений не сделал никто. Так, в общем-то, и было задумано, признается Ольга: хотелось научить слушателей сомневаться в очевидном.

     

    ПЕДАГОГИ ПОДЕЛИЛИСЬ ПЛОЩАДКОЙ

    Какова же цель всего проекта, реализуемого на общественных началах? Обеспечить отрасль на Ямале новыми кадрами, не больше и не меньше. Хотя начиналось всё не так масштабно.

    – Весной журналисты «КС» и «ЯМ» судили конкурс школьных средств массовой информации. Мы пришли к выводу, что школьными СМИ, за редчайшим исключением, занимаются педагоги. У них в принципе нет возможностей узнать о газетной практике, о журналистских текстах, которые очень отличаются от школьных методических разработок и сочинений. Я тогда подумала, что хорошо бы их как-то организовать и объяснить это. Изначально была мысль просто создать группу, где мы могли бы разбирать газеты, рассылать участникам задания. Но зачем нам самим это надо, и для чего, если задуматься, существуют школьные газеты? Это профориентация: человек должен получить базовые навыки, чтобы потом идти в профессию. Так идея и превратилась в издательский проект, – говорит Ольга Сытник.

    А поскольку Ямал несколько больше Салехарда, одними очными занятиями тут не обойдешься. В департаменте образования предложили создать виртуальную площадку на базе региональной информационной системы «Сетевой регион». Благодаря ей лекции рассылаются учителям и школьникам региона, причем акценты для тех и других, как и в реальной жизни у редакторов и журналистов, расставлены по-разному. Уже есть и первые отклики, выполненные задания.

    Что до окружного центра – далеко опередить заочников он не успел: за декабрь тут прошло всего два занятия, причем на первом говорили об основах самой профессии и знакомились друг с другом. Слушателей собрали благодаря руководству школ, объявлениям по «бегущей строке», в Интернете. Ну и «сарафанное радио» помогло.

    – В школе посоветовали пойти, чтобы получше узнать профессию, и практика полезна перед поступлением – портфолио собрать, – говорит гимназистка Юлия Беккер, которая, как уже понял читатель, планирует прийти в профессию всерьез и надолго. Да, по поводу портфолио: лучшие работы молодых журналистов планируется публиковать во всамделишных печатных СМИ.

     

    ПОПРОБОВАТЬ СМОГУТ ВСЕ И ВСЁ

    Впрочем, привлекла инициатива не только старшеклассников – несколько человек интересовались, можно ли заниматься школьникам помладше, выходили на связь и взрослые горожане. Давать от ворот поворот им не будут – открыть таланты в новой сфере никогда не поздно.

    – У меня сложилось так: мама и бабушка отправили по своим стопам, хотели видеть меня педагогом. Поступила на дефектолога, но на третьем курсе поняла: не моё, тяжеловато, – рассказала участница занятий Марина Шушакова. Познакомилась с будущим мужем, – он работает на телевидении «Северный ветер», – и, пообщавшись с корреспондентами, загорелась сама. Мне интересно, хочется жить этой жизнью. О школе узнала в Интернете, на салехардском форуме, супруг показал: сходи, полезно. Хочу себя попробовать в разных СМИ, – писать и для газеты, и на радио или телевидении.

    Такая возможность у горожанки будет, как и у других слушателей: программу изначально не планировалось «затачивать» лишь под пишущих журналистов. Телевизионщики идею уже поддержали. Радийщики на очереди.

    – Это оказалось настолько важно, что, когда я пришла к директору ГТРК «Ямал» Александру Добрынину, он сразу согласился сам читать лекции и предложил кандидатуры других людей. Побывала в «Север-Прессе» с предложением познакомить слушателей школы с интернет-журналистикой, – говорит Ольга Сытник. – Мало того: специально, чтобы поработать со «школьниками», в окружной центр готова приехать заведующая кафедрой института филологии и журналистики ТюмГУ Ольга Петрова.

    Следующая встреча и новая порция знаний ждет начинающих работников пера и микрофона на этих выходных. Набор продолжается до конца января.

    – Звонили еще из двух школ, хотели отправить к нам детей после каникул. Я пообещала, если достаточно народу будет, почитать им отдельно, чтобы нагнали. Но программа есть программа, и те, кто придет намного позже, уже многое пропустят. Рассчитываю всё-таки проводить занятия со стабильной группой, – говорит Ольга Сытник.

    Остается лишь добавить, что записаться в эту группу можно, позвонив по телефону 6-19-05, написав на электронную почту olgasytnik@yandex.ru или найдя во «В контакте» группу /diurna. Занятия проводятся при поддержке Союза журналистов Салехарда. 

     

    Данил КОЛОСОВ

    kdv-ks@mail.ru

    Фото автора 

     

    un jurnal2 14012015

     

     

     


  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...