-9...-11°C

Цифровое ТВ
16+
  • Азы профессии запивали колой

    14.01.2015 10:27:06

    Азы профессии запивали колой

    С газировки началось занятие в школе юного журналиста, которую недавно открыло «Северное издательство». 

    – Как они это делают? Я-то подготовила такую лекцию, мол, вы переплачиваете за бренд... – недоумевала после Ольга Сытник, заместитель редактора журнала «Ямальский меридиан» и организатор проекта.

    А дело в том, что большинство «школьников», собравшихся в Национальной библиотеке ЯНАО, по результатам слепого теста с тремя видами колы – двумя всем известными и одним не особенно – безошибочно угадали, в каком из стаканов что плескалось. Впрочем, планов работы это не нарушило: задумывалось всё не только чтобы замерить опыт молодежи в поглощении прохладительных напитков или «подзарядить» углеводами мозг перед работой. Главное – чуть позже участники эксперимента напишут о нем новость.

     

    ПИРАМИДУ ПЕРЕВЕРНУЛ  ТЕЛЕГРАФ

    О том, что такое «новость» и как она рождается, и говорили на лекции.

    – Это когда рассказывается, что происходило в этот день, – предполагают участники.

    – Весь день по городу кружил автобус номер пять, – парирует лектор. Так, сообща, с родовыми признаками всё же разобрались.

    Не менее интересно, как именно и почему новость устроена изнутри. Вот вы, например, знали, что в основе классического информационного сообщения лежит принцип перевернутой пирамиды? Сначала – фундамент, то есть суть произошедшего, потом – самые важные детали, их дополняют менее существенные, и концовку можно закруглить каким-нибудь интересным фактом для приятного послевкусия. А определил такой подход ненадежный телеграф. Буквально так: в стародавние времена журналисты с мест в первую очередь сообщали, что, собственно, случилось, и уже потом углублялись в подробности, чтобы при обрыве связи в любой момент коллеги успели получить главное.

    Эта структура и телеграфная краткость до сих пор сохранились в жесткой новости – сжатом сообщении по горячим следам, вводящем читателей в суть дела и предполагающем, как правило, более развернутое возвращение к теме. А вот новость мягкая уже не столь прямолинейна, снабжается элементами аналитики и украшательствами, призванными занять читателя. Такой стиль подачи препарировали на примере уфимской газеты.

    – То есть мягкая – это больше формат для местных, городских новостей, – выбор источника сыграл злую шутку с Андреем, одним из участников.

    То ли еще будет, когда мы доберемся до практикума по орфоэпии (какой журналист без владения собственным главным инструментом?). Меньше десятка ошибок в расстановке ударений не сделал никто. Так, в общем-то, и было задумано, признается Ольга: хотелось научить слушателей сомневаться в очевидном.

     

    ПЕДАГОГИ ПОДЕЛИЛИСЬ ПЛОЩАДКОЙ

    Какова же цель всего проекта, реализуемого на общественных началах? Обеспечить отрасль на Ямале новыми кадрами, не больше и не меньше. Хотя начиналось всё не так масштабно.

    – Весной журналисты «КС» и «ЯМ» судили конкурс школьных средств массовой информации. Мы пришли к выводу, что школьными СМИ, за редчайшим исключением, занимаются педагоги. У них в принципе нет возможностей узнать о газетной практике, о журналистских текстах, которые очень отличаются от школьных методических разработок и сочинений. Я тогда подумала, что хорошо бы их как-то организовать и объяснить это. Изначально была мысль просто создать группу, где мы могли бы разбирать газеты, рассылать участникам задания. Но зачем нам самим это надо, и для чего, если задуматься, существуют школьные газеты? Это профориентация: человек должен получить базовые навыки, чтобы потом идти в профессию. Так идея и превратилась в издательский проект, – говорит Ольга Сытник.

    А поскольку Ямал несколько больше Салехарда, одними очными занятиями тут не обойдешься. В департаменте образования предложили создать виртуальную площадку на базе региональной информационной системы «Сетевой регион». Благодаря ей лекции рассылаются учителям и школьникам региона, причем акценты для тех и других, как и в реальной жизни у редакторов и журналистов, расставлены по-разному. Уже есть и первые отклики, выполненные задания.

    Что до окружного центра – далеко опередить заочников он не успел: за декабрь тут прошло всего два занятия, причем на первом говорили об основах самой профессии и знакомились друг с другом. Слушателей собрали благодаря руководству школ, объявлениям по «бегущей строке», в Интернете. Ну и «сарафанное радио» помогло.

    – В школе посоветовали пойти, чтобы получше узнать профессию, и практика полезна перед поступлением – портфолио собрать, – говорит гимназистка Юлия Беккер, которая, как уже понял читатель, планирует прийти в профессию всерьез и надолго. Да, по поводу портфолио: лучшие работы молодых журналистов планируется публиковать во всамделишных печатных СМИ.

     

    ПОПРОБОВАТЬ СМОГУТ ВСЕ И ВСЁ

    Впрочем, привлекла инициатива не только старшеклассников – несколько человек интересовались, можно ли заниматься школьникам помладше, выходили на связь и взрослые горожане. Давать от ворот поворот им не будут – открыть таланты в новой сфере никогда не поздно.

    – У меня сложилось так: мама и бабушка отправили по своим стопам, хотели видеть меня педагогом. Поступила на дефектолога, но на третьем курсе поняла: не моё, тяжеловато, – рассказала участница занятий Марина Шушакова. Познакомилась с будущим мужем, – он работает на телевидении «Северный ветер», – и, пообщавшись с корреспондентами, загорелась сама. Мне интересно, хочется жить этой жизнью. О школе узнала в Интернете, на салехардском форуме, супруг показал: сходи, полезно. Хочу себя попробовать в разных СМИ, – писать и для газеты, и на радио или телевидении.

    Такая возможность у горожанки будет, как и у других слушателей: программу изначально не планировалось «затачивать» лишь под пишущих журналистов. Телевизионщики идею уже поддержали. Радийщики на очереди.

    – Это оказалось настолько важно, что, когда я пришла к директору ГТРК «Ямал» Александру Добрынину, он сразу согласился сам читать лекции и предложил кандидатуры других людей. Побывала в «Север-Прессе» с предложением познакомить слушателей школы с интернет-журналистикой, – говорит Ольга Сытник. – Мало того: специально, чтобы поработать со «школьниками», в окружной центр готова приехать заведующая кафедрой института филологии и журналистики ТюмГУ Ольга Петрова.

    Следующая встреча и новая порция знаний ждет начинающих работников пера и микрофона на этих выходных. Набор продолжается до конца января.

    – Звонили еще из двух школ, хотели отправить к нам детей после каникул. Я пообещала, если достаточно народу будет, почитать им отдельно, чтобы нагнали. Но программа есть программа, и те, кто придет намного позже, уже многое пропустят. Рассчитываю всё-таки проводить занятия со стабильной группой, – говорит Ольга Сытник.

    Остается лишь добавить, что записаться в эту группу можно, позвонив по телефону 6-19-05, написав на электронную почту olgasytnik@yandex.ru или найдя во «В контакте» группу /diurna. Занятия проводятся при поддержке Союза журналистов Салехарда. 

     

    Данил КОЛОСОВ

    kdv-ks@mail.ru

    Фото автора 

     

    un jurnal2 14012015

     

     

     


  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...