Беспомощные люди ждут закона о сиделках | «Красный Север»
0°C

обновлено: 07:22, 27 февраля 2023

Общество

Беспомощные люди ждут закона о сиделках

Марина Ивановна на встречу решилась не сразу. «Нам очень нужна помощь, но у меня нет денег, чтобы за нее заплатить», – сказала она по телефону корреспонденту «КС»…


Призыв о помощи прозвучал со странички в «ВКонтакте». Его суть сводилась к двум вопросам: куда деваться страдающему человеку, если из больницы выписывают домой, уход нужен круглосуточный, а обеспечить его некому? И есть ли какие-то службы, готовые оказать поддержку бесплатно? Автор оставил обращение без подписи, без подробностей, да и размещено оно было третьим лицом. Дальше шли комментарии пользователей Сети – разные, но в большинстве о том, что решить проблему могут и должны только родственники.

Отыскать страждущего «Красному Северу» помогла случайность…

ДЛИННАЯ-ПРЕДЛИННАЯ  ОЧЕРЕДЬ

На окраине города в крохотной комнатке старого деревянного общежития живут мать и сын Хлюстовы. В их доме чисто, уютно и очень тесно. Уже несколько месяцев 37-летний Олег прикован к постели, хотя постелью его «топчан» назвать трудно. Раскладное кресло заменяет человеку с больным позвоночником специальную кровать для лежачих больных.

Олег Хлюстов почувствовал недомогание в январе: возникла сильная боль в спине, поднялась высокая температура.

– В приемном покое врачи тогда сбили жар, купировали боль и отпустили сына домой, – рассказывает его мама. – Так было еще много раз. Последнее время бригада скорой помощи к нам трижды на день приезжала. К врачам поликлиники мы обращались – ничего вразумительного не услышали. Говорили, что в стационар с таким диагнозом не кладут. А приступы повторялись, прием сильных анаболиков стал привычкой. Восьмого июня Олега увезла скорая, еще через два дня он перестал ходить… Полежал в нескольких отделениях, потом его направили в неврологию Новоуренгойской больницы. Через месяц туда же вызвали меня, чтобы ухаживала за ним (к тому времени у него уже пролежни появились). Когда мы возвращались в Ноябрьск, лечащий врач рекомендовал еще как минимум месяц стационарного лечения. Обещал, что боли пройдут за это время. Но Олега выписали домой через две недели, боли не ушли и продолжают усиливаться, таблетки не помогают. Временами он даже меня не узнает. Теперь мы ждем в конце сентября МРТ, 11 ноября – прием специалиста. Данные отправят в Новый Уренгой, там решат: нужна операция или нет… Я уже ни на что не надеюсь, не верю, не знаю, чего ждать и когда… Невыносимо постоянно слышать стоны родного человека, видеть, что он от боли даже не понимает, кто рядом с ним.

Все заботы об Олеге легли на хрупкие плечи немолодой матери: помыть, накормить, поменять положение тела и белье, вовремя дать обезболивающее. А еще, как только подойдет очередь на МРТ, доставить в поликлинику взрослого сына без коляски – ее нет и взять негде, а прежде каким-то образом спуститься со второго этажа…

БЕСКОНЕЧНЫЕ  СТО  МЕТРОВ

В Ноябрьске фактическое расстояние между больницей и кабинетами социальных служб, готовых помогать престарелым или не вполне здоровым людям, – сотня метров. Вот только путь от одного учреждения до другого может занять многие месяцы.

До болезни Хлюстов был индивидуальным предпринимателем – держал СТО. Когда здоровье стало подводить, сам подряжался ремонтировать машины по мере сил. Теперь любая работа для него невозможна, приходится жить на мамину пенсию. Отлучиться от больного сына Марина Ивановна не может ни на минуту – у него начинается паника. Хаотично двигаясь, он причиняет себе невероятную боль, возможно, и вред. Кроме лекарств, нужна инвалидная коляска, противопролежневые приспособления, в идеале – специальная кровать (для которой, правда, нет места в его комнатушке) и помощь сиделки.

– Наше учреждение бюджетное, мы имеем право на бесплатной основе оказывать услуги инвалиду только в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации/абилитации, – не без сожаления объясняет директор Центра социального обслуживания граждан пенсионного возраста и инвалидов Наталья Цепилова. – Программу составляют специалисты службы медико-социальной экспертизы. В ней есть медицинский и социальный блоки, блок для Фонда социального страхования, где может быть предусмотрено бесплатное получение технических средств реабилитации. Мы же предоставляем в основном социально-бытовые услуги. К престарелым людям и инвалидам 1-й и 2-й группы два раза в неделю на дом приходит наш сотрудник. Он помогает приготовить обед, помыть посуду, убраться в квартире, сходить в аптеку, магазин, на почту, оплатить коммунальные услуги, пройти осмотры у врачей, измерить давление, собрать всевозможные справки, добраться домой после выписки из стационара.

– Кроме этого у нас есть услуга «Социальное такси», – продолжает собеседница. – Четыре раза в неделю ею можно воспользоваться бесплатно. Для колясочников есть специальный подъемник, с помощью которого наш сопровождающий поднимет маломобильного человека на любой этаж, даже если в здании нет лифта. Бывает, престарелый человек или даже молодой с ограниченными возможностями здоровья нуждается в чем-то, что не предусмотрено списком бесплатных услуг. На этот случай есть перечень платных, но с очень приемлемыми ценами. Платные услуги мы начали оказывать в 2012 году, тогда их было 47, теперь – уже более двухсот (все по пожеланиям получателей услуг). А после того, как в индивидуальной программе реабилитации появится соответствующая строчка, всё это можно получить бесплатно по линии фонда социального страхования.

– Круглосуточный уход, к сожалению, обеспечивать мы не можем никому, – продолжает Наталья Александровна. – Если человеку нашей помощи становится недостаточно, то в процессе медицинского освидетельствования ему предлагают поселиться в интернате под опекой государства. Или же о нем заботятся родственники, нанимают сиделку или медсестру.

ПРЕЙСКУРАНТ  НА  ЗАБОТУ  НЕ  ВСЕМ  ПО  КАРМАНУ

Частных патронажных служб до недавнего времени в Ноябрьске не было. Буквально на этой неделе открывается первая.

– Мы открываем патронажную службу по уходу за больными и престарелыми, – рассказывает индивидуальный предприниматель Ольга Янковская. – Предлагаем почасовые и посуточные дежурства сиделок, при необходимости можем направить медсестру. Спектр услуг широк: от сиделки-компаньона (поговорить, помочь в уборке, покормить, переодеть, присмотреть) до паллиативной помощи.


Для примера Ольга привела стоимость некоторых услуг: сиделка с проживанием будет стоить 1625 рублей в сутки, двухчасовое дежурство – 560.



Возвращаясь к истории Хлюстовых, делаем вывод. Услуги частных патронажных служб им не по карману. Марина Ивановна, скорее всего, была бы рада и той помощи, которую предлагают специалисты центра социального обслуживания. Но по документам Олег не инвалид, значит платить, пусть даже невысокую цену, придется за всё. Материальное положение семьи таково, что и 100 рублей для них имеют значение. Проблему в какой-то мере решило бы установление инвалидности, но на это потребуются месяцы, а процесс еще даже не начат – врачи пока не определились надо ли это.


ПОСТСКРИПТУМ

В настоящее время Олег находится в больнице. Врачи проводят обследование, чтобы как можно быстрее оформить инвалидность. После этого Хлюстов сможет воспользоваться многими льготами, в том числе бесплатными лекарствами и техническими средствами реабилитации.


Комментарий

СТРАХОВЩИКИ ЗАСТУПЯТСЯ ЗА ПАЦИЕНТОВ

После вмешательства «КС» ситуацию с семьей Хлюстовых взяла под личный контроль директор Ямальского филиала АО «СОГАЗ-Мед» Галина Сударик.

Уже на следующий день после нашей встречи она побывала у них дома, оттуда безотлагательно направилась в ЦГБ, после этого ситуация начала меняться.

– Мы оплачиваем услуги медучреждениям за каждого пролеченного пациента поименно – это многотысячные списки и сотни миллионов рублей ежемесячно, – поясняет Галина Николаевна. – Поэтому контроль качества предоставляемых медицинских услуг, что тоже входит в наши обязанности, обычно происходит методом случайной выборки. Наши эксперты по профилям ежемесячно проверяют качество работы врачей, если надо выезжают на место в медицинские организации, указывают на ошибки в лечении, при обнаружении таковых, оформляют штрафы больнице.

А с июля прошлого года в системе ОМС заработал институт страховых представителей. Теперь каждый клиент вправе воспользоваться услугами наших специалистов. Если кому-то показалось, что его не дообследовали, не долечили, незаконно взяли плату, – надо позвонить в свою страховую компанию. Специалист первого уровня примет сигнал, выслушает и вашу проблему. Если необходимо – предложит написать письменное обращение и расскажет, что делать дальше. Вас могут перенаправить к страховому представителю второго или третьего уровня, это зависит от сложности и темы вашего обращения. Например, спорными случаями, связанными с доступностью, своевременностью и качеством оказания медицинской помощи, занимается врач-эксперт третьего уровня – он и будет сопровождать застрахованное лицо и защищать его интересы. Позвонить стоит, если в стационаре вам назначают препарат из списка бесплатных, а поскольку его нет на складе, предлагают купить. Или вас выписывают из стационара на долечивание домой, а вы считаете, что рано, – тоже с жалобами к нам. 


В рамках субъекта за пределами округа вам отказывают в оказании медицинской помощи – звонок страховому представителю бесплатный. 



Мы всегда выступаем на стороне пациента и, если есть нарушение, сопровождаем его до разрешения конфликта, вплоть до суда. В нашей практике уже есть примеры, когда люди просили разобраться в ситуации пятилетней давности, и мы работали с архивами, помогали решить проблему.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 07:22, 27 февраля 2023

Темы