-1...-3°C

Цифровое ТВ
16+
  • Что думают ямальские зоозащитники о новом законе о животных

    28.12.2018 12:44:00

    Что думают ямальские зоозащитники о новом законе о животных Фото из открытых источников

    Долгожданный закон «Об ответственном обращении с животными», который так необходим нашей стране, не могли принять много лет. Однако, документ, прошедший третье чтение, вместо воодушевления вызывает беспокойство и даже опасения. Так считаю многие российские зоозащитники.

    Вот и зоозащитники Ямала не спешат ликовать. Что их настораживает, и где прячутся подводные камни законопроекта? Об этом «Красному Северу» рассказала Мария Коробова, председатель Центра помощи бездомным животным «Лучик» в Надыме.

    Статья 3, пункт 10 – Потенциально опасные собаки – собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации.

    – По моему мнению, с которым также соглашаются некоторые коллеги по общественной деятельности, введение термина «потенциально опасные собаки» создаст неблагоприятную обстановку в обществе. Многие ответственные собаководы и так сталкиваются с непониманием и истериками окружающих, когда те, даже при виде собаки в полной амуниции (на строгом поводке и в наморднике), мягко говоря, высказывают свое недовольство. Такая формулировка может дать лишний повод для скандалов, провокаций и так далее. Так зачем же заведомо настраивать общество на то, что собаки «потенциально опасны». Здесь мы придерживаемся девиза «Нет опасных пород, есть безответственные владельцы». Но это ни в коем случае не говорит о том, что хозяин может гулять с питбулем или алабаем без должной экипировки, уверяя всех, что собачка «добрая и не кусается». Кроме этого, не стоит забывать, что у собаки любых размеров есть зубы и когти. Также непонятен порядок утверждения этого перечня – в законе прописано, что он утверждается Правительством РФ. Возникает вопрос, на основе чего? Будут ли при этом привлекаться эксперты – кинологи, ветеринарные врачи, представители РКФ? 

    Статья 9, пункт 3 – Принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных.

    – Многие из нас ждали, что принятие закона поможет в борьбе с бесконтрольным разведением, в итоге мы получили вот такую формулировку. Она не запрещает дилетантам (непрофессиональным заводчикам) «плодить» в квартирах бесконечное количество псевдопородистых котят и щенков и продавать их потом на «Авито» или других платформах. А это, на данный момент, чуть ли не главная причина постоянного притока бездомышей на улицы или в приюты. Очень хотелось увидеть положение о том, кто имеет право заниматься разведением животных.

    Статья 11, пункт 3 – Отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом.

    – А этот пункт не будет работать без должного надзора и регистрации. Не приняли ненужную зверюшку в приюте, так ее отвезут туда, где никто не найдет. Многие зоозащитники, не только в нашем регионе, опасаются именно таких последствий, ведь приюты не всегда могут справиться с большим потоком животных, банально, не хватает мест.

    Статья 13, пункт 3 – Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

    – В европейских странах потенциальный владелец должен иметь в собственности жилье определенной площади, иногда расположенное на определенных территориях. Как понимаю, точного количества животных и характеристик жилплощади закон не устанавливает, как это будет работать – непонятно.

    Статья 13, пункт 5 (2) – Обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования.

    – Что конкретно подразумевается под «продуктами жизнедеятельности»? Только ли экскременты? Животные ведь еще и мочатся, что делать с этим? Понятно, если мой щенок не утерпел в подъезде, я, как уважающий других человек, возьму тряпку и чистящее средство. А если это произошло по пути к месту выгула? В социальных сетях собачники уже с грустью шутят, что собак придется носить на руках и в памперсах. И тут мы плавно переходим к следующему пункту этой же статьи – Не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

     – В Надыме, например, есть несколько площадок для выгула, но не во дворах. Ходить туда 3-4 раза в день, чтобы собака справила нужду, просто нереально. Понятно, что должны быть территории, где выгул просто недопустим (рядом со школами, больницами и иными социальными объектами), так может вместо разрешенных мест, обозначить запрещенные? И как мы все знаем и понимаем, архитектурные особенности ямальских дворов не позволяют поставить в каждом из них площадку для выгула.

    Статья 16, пункт 2 – Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.

    – Эта формулировка многих из нас вводит в панику. Ямальские приюты держатся на голом энтузиазме волонтеров и помощи неравнодушных жителей. Где взять такое специальное помещение? Например, наш приют уже 7 лет существует в автомобильном гараже. Можно ли считать его «специальным», что с нами будет, если нельзя? 

    Также хочется отметить последний пункт этой статьи – Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации. 

    – Опять-таки на основе чего будет утверждаться это порядок, будут ли привлекаться эксперты? И как быть тем приютам, которые из-за специфики региона и нехватки денежных средств не впишутся в него? Но, биться головой о стену пока рано, нужно дождаться утверждения этого порядка.

    Статья 19 – Государственный надзор.

     – Не совсем понятно, что за структура будет наделена всеми этими полномочиями. Если каждая, из перечисленных в законе, то не получится ли как в известной басне Крылова? 

    Теперь о тех моментах, которые порадовали. 

    Так, в нашей стране появилась перспектива признания животных существами с эмоциями, которые испытывают физическую боль и страдания. Надеюсь, теперь питомцы не будут приравниваться только к имуществу, с которым можно распоряжаться, как душе угодно. 

    Умерщвление животных, согласно закону, может проводиться только путем эвтаназии, только специалистами и только по ветеринарным показаниям. Отловщикам устанавливают четкие правила, вплоть до видеозаписи своей работы. 

    Введение общественного контроля, конечно, хорошая идея, но и здесь можно дойти до крайности. Например, получить толпу особо «деятельных» псевдозащитников, которые будут злоупотреблять своими полномочиями и терроризировать всех, кто им не понравится. Документ признает законной программу ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат), которую, по моему мнению, необходимо внедрять и применять к некоторым животным. Радует пункт о запрете любой пропаганды жестокого обращения.

    Хотелось бы, чтобы документ прошел еще не одну редакцию, его положения дополнили более четкими формулировками, позволяющими понимать, как поступать в той или иной ситуации, где чья зона ответственности. А самое главное – кто и как будет это все контролировать? Например, для контроля вопросов, связанных с автотранспортом, в нашей стране создана специальная структура. Подобная должна существовать и в сфере обращения с животными. Кроме этого, считаю, что даже если закон будет принят окончательно, пройдет не один год, чтобы его положения заработали на практике. Пока что мешать этому будет отсутствие культуры у большинства владельцев животных, менталитет нашего населения и множество законодательных пробелов.




  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...