8...10°C

Авторизация
16+
  • Дети, которым рано дали гаджет, перестают говорить

    20.11.2017 08:30:00

    Дети, которым рано дали гаджет, перестают говорить КРАСНЫЙ СЕВЕР

    Двухгодовалый Максимка, стоя в очереди, ловко справляется с мобильным телефоном, отрешен от всего. Когда мальчик вскрикивает: «О, гугл!», все умиляются «смышленому и развитому не по годам» ребенку. Мама светится от гордости! И не подозревает, что через несколько лет будет жаловаться на то, что сын не выходит из цифрового мира, говорит мало и плохо...

    Гаджеты стали неотъемлемой частью современности, но, когда они заполняют всё свободное время ребенка, не происходит ничего хорошего. У логопедов уже появился повод для тревоги: наметилась тенденция к уменьшению речи, то есть у детей пропадает интерес к общению.

    НА  «КНОПКЕ» С  РОЖДЕНИЯ

    Маргарита Бакалейко, логопед Новоуренгойской детской поликлиники, с 2010-го проводит ежегодные опросы среди родителей, чтобы оценить уровень речевого развития детей.

    – Прежде большинство семей беспокоило искаженное звукопроизношение малыша, – объясняет врач. – В 2015 году на первое место вышло то, что ребята в три года не владеют развернутой фразовой речью: как средство коммуникации у них она отсутствует. В лексиконе присутствуют лишь аморфные слова, подкрепленные жестами и мимикой.

    В жизни так и происходит: если дитя что-то хочет, то произносит одно слово и жестикулирует, избегая звуковой артикуляции.

    После двух лет исследований логопед выяснила, что 74 процента неговорящих детей с сохранным слухом, отличным интеллектом, без каких-либо соматических и неврологических нарушений относятся к группе «кнопочных».

    – Это детки, которым мамы-папы вручили гаджет в качестве игрушки в два, а то и в полтора года, – отметила Маргарита Георгиевна. – Его ведь дают не только для того, чтобы пресечь капризы и истерики. Кому-то необходимо занять ребенка во время долгого ожидания в очереди или попросту выкроить время для себя.

    КОГДА  ОБУЧАТЬ ВТОРОМУ ЯЗЫКУ РАНО

    Специалист припомнила случаи, когда детей выращивали животные. Вернувшись в социум спустя годы, им так и не удавалось наладить общение с ровесниками, восстановить речь.

    – Не хотелось бы сравнивать текущую ситуацию с такими Маугли, но аналогия прослеживается, учитывая увеличение «кнопочных» детей, – продолжила логопед. – Важно понять, что два года – этот тот позитивный период, когда идет активное становление речи. Ребенок может еще не уметь выражать свои мысли так, как мы этого хотим, но у него на подкорковом уровне идет формирование речевых центров. И если в этот момент блокировать их развитие гаджетом, который не дает стимуляции для эмоциональности, речевой окраски слов, то мы получим недоразвитую личность.

    Пока малышам не исполнилось три с половиной года, им важно соприкасаться эмоционально с близкими людьми, слышать их голос, речь, чтобы правильно развиваться в речевом компоненте. В этот период логопеды даже не рекомендуют обучать второму языку – чтобы без помех освоил родной.

    – Многие считают, что речь – это врожденная способность. Это так, но надо прилагать усилия, чтобы она развилась. И первые годы жизни – то самое время, когда роль любящего родителя незаменима, а различные электронные «няни» могут нанести необратимый вред, – подчеркивает  Маргарита Георгиевна.

    ЛЕКАРСТВА ДЛЯ  РЕЧИ  НЕТ!

    Говорят, чтобы запомнить слово, нужно повторить его три тысячи раз. В семье это происходит само собой, без усилий. Ребенок слышит нормативные слова, знает, как правильно ответить, четко формулирует свою мысль. Но а если он всё время проводит, уткнувшись носом в телефон?..

    – Немало родителей требуют лекарства, если их малыш не разговаривает, – рассказывает Бакалейко. – Они думают, что есть таблетки, которые решат проблему. Смею огорчить: еще не придумали волшебной пилюли, способной заменить родительское внимание.

    Собеседница просит ямальцев не забывать, что всё хорошо в меру. Компьютер и мобильник никогда не заменят живого общения, не покажут пример правильной ситуационной речи, не похвалят.

    – Несмотря на занятость, умейте находить время для детей, – подытоживает Маргарита Георгиевна. – Тогда и прогресс будет всем в радость!


    АКЦЕНТЫ

    Детей к мобильнику приучают сами родители…

    Воспитатель салехардского детского сада «Кристаллик» Марина Шарапова часто наблюдает картину: ребенок, которого не могли усмирить, вдруг, как по мановению волшебной палочки, затихает, послушно усаживается на скамейку и ждет, пока родители оденут его. Чудодейственное средство усмирения – телефон с мультиками.

    – Спрашиваю бабушку четырехлетней Кати: «Зачем вы кладете в шкафчик внучки телефон? Ведь в течение дня он ей не нужен. Играть им в группе не разрешаю». Та в ответ лишь пожимает плечами, – рассказывает Марина Шарапова.

    – Не спорю, сейчас без современных технологий никуда. В нашем садике создан компьютерный класс, где с ребятами из подготовительных групп проводят занятия. А уже в начальной школе дети начинают делать презентации, – продолжает разговор собеседница.

    – Но если увлекаться планшетами и смартфонами, то у ребят снижается зрение, искривляется позвоночник. Такие изменения трудно корректировать с возрастом. Из-за погружения в виртуальную реальность ребенок теряет связь с окружающей действительностью. Ему непросто общаться с другими людьми, нарушается и речевое развитие, – говорит Марина Владимировна. – Всё это известно, но родители чаще выбирают легкий путь занять ребенка…  Оправдываются, что сильно устают на работе или трудятся допоздна. А потом жалуются, что после игры на планшете малыш капризничает, долго не может улечься спать или переключиться на другую деятельность.

    Педагог с 20-летним стажем видит, как технический прогресс повлиял на детсадовцев. У юных современников заниженная познавательная активность. Они меньше интересуются новым, реже разговаривают на занятиях и очень долго включаются в процесс обучения.

    – Самое лучшее времяпрепровождение для детей – это общение со сверстниками и взрослыми. И здесь не надо изобретать велосипед, с дочкой или сыном можно даже варить суп, и такая форма общения на пользу всем.

    Марина ШараповаМарина Шарапова считает, что видеокартинка на планшете дает однобокое, плоское развитие. Гораздо глубже ребенок усваивает информацию, когда ощущает ручками грани кубика, шероховатость дерева.

    Надежда  Хабаза
    Надежда Хабаза

    Автор
    +7 (3494) 22-02-49 - НОВЫЙ УРЕНГОЙ
    ksnur_89@mail.ru

    Светлана Муртазина
    Светлана Муртазина

    Автор
    +7 (34922) 4-71-46
    svetline@inbox.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика