...°C

Цифровое ТВ
16+
  • Экипаж «Капитана Белодворцева»: «Нам приходилось побираться на Сабетте»

    22.10.2016 10:55:00

    Экипаж «Капитана Белодворцева»: «Нам приходилось побираться на Сабетте» КРАСНЫЙ СЕВЕР
    Беды омского сухогруза тянутся с прошлой навигации

    Теплоход и его многострадальная команда из шести человек, попав в новости, вызвали не только сочувствие ямальцев, но и повышенный интерес людей… в погонах.

    Судно, как писал «КС» в прошлом номере, терпит бедствие около Лабытнанги, у экипажа почти не осталось топлива и еды. В отчаянии омичи обратились в СМИ. И уже на следующий день смогли оценить бескорыстие и щедрость северян. С утра среды к судну подвезли полтонны солярки. К обеду уже другие благотворители доставили продукты. Новых припасов, по словам речников, должно хватить до конца их приключений.

    …А начались они для «Капитана Белодворцева» (класс «река – море», 1986 год постройки), судя по всему, задолго до этой недели. Теплоход со славной историей и опытом северного судоходства, как передавала питерская пресса, успешно бороздил Ледовитый океан, снабжал строителей порта Сабетта. В 2012 году команда сухогруза имела большие планы на северные маршруты… Уже в 2014 году «Капитан» мелькнул в сводках ЧП. Его зажало льдами у ямальского порта в Карском море. Летом 2015-го администрация Севморпути зафиксировала, что судно курсирует в Обской губе без их разрешения, то же самое нарушение отмечено в Гыданской губе в начале сентября 2016-го.
    Деталями злоключений речники поделились с «КС» после операции спасения в среду, когда буксир-толкач «Инженер В.Ф. Фадеев» притащил сухогруз к входу протоки Шомапосл.

    В начале навигации-2016 экипаж на судно, стоящее на приколе в Обской губе, набирало омское ООО «Компания «Север». Уже груженный трубами «Капитан Белодворцев» должен был доставить их из Гыды в Сабетту и вернуться обратно в Омск. О состоянии судна упоминалось вскользь, вспоминает механик Виктор Карапетря, который трудится во флоте с 1967 года.

    – Говорили, мол, завернете пару пробок, дизель запустите и потихоньку до Сабетты доберетесь. А мы приехали в поселок и ахнули. Больше полмесяца вообще без света сидели. Благо на Ямале в то время белые ночи, но внутри всё равно темно. А когда с электриком всё же подключили электричество, осмотрелись, захотелось уехать немедленно. Разорвано было всё!..
    Омичи предполагают, что предыдущий экипаж не подготовил судно для зимовки, не слил воду, поэтому в мороз полопались чугунные трубы, лед разорвал все технологические системы, включая пожарную. Всё было уничтожено. За что не брались, ничего не работало… Для реанимации судна требовались специальный док и большие деньги. Экипажу было жаль потраченного времени, поэтому решили привести судно хоть в какой-то порядок своими силами. Три месяца не выходили из машинного отделения. Кое-как удалось запустить два вспомогательных двигателя, они поддержали судно энергией, теплом. Элементы третьего полностью пошли на запчасти…
    В августе «калоша», как в команде называют сухогруз между собой, обрела капитана. Виктор Пономарёв, опытный речной волк, увидев ржавое хозяйство, не отступил. Договорился с буксиром, плывшим до Сабетты, и судно вышло в рейс с почти 200 тоннами трубы из высоколегированной стали.
    В пункт назначения прибыли 4 сентября, выгрузились. И стали думать, как возвращаться. На берег экипаж не пускали, простой затянулся почти на месяц.
    – Стыдно признаться, мы там реально побирались. Экипажи других судов делились с нами едой, – говорит Виктор Пономарёв. На берегу им приготовили 5000 тонн горючего. А как его доставить на борт, если до суши три километра? Попросили у капитана одного из судов помощь, а тот в ответ: «Что я с этого получу?»

    В обратный путь «Капитан Белодворцев» выдвинулся лишь 10 октября, подвязавшись к судну «Реском-Ямала», который и доставил его до острова Карантинского. Через неделю стоянки положение стало настолько бедственным, что хоть волком вой. И омичи позвонили ямальским журналистам.
    …Теперь каждый день на борт поломанного судна поднимаются всё новые люди.
    – Только из транспортной прокуратуры никого не было, – смеется механик. – Гостили МЧС, почему-то ГИМС, хотя мы не относимся к маломерным судам, и полиция в количестве трех человек во главе с майором. Все задают вопросы, интересуются, заполняют бумаги.
    На сотовый Виктора Пономарёва звонил некий подполковник полиции: «Что случилось на борту? Все вокруг на дыбах стоят». Пришлось пересказывать всю историю вновь. Объяснять, что никакого криминала нет, а то, что произошло, не по части правоохранительных органов.
    Сейчас «Капитан Белодворцев» стоит у Шомапосла вместе с местным судном «Евгений Петрохалкин». Из-за низкой воды глубина протоки чуть более одного метра, а двум сухогрузам необходимо минимум два. Для этого проведут дноуглубление.
    – Еще неделя, и мы, наконец, встанем у причала Лабытнанги, сдадим судно на зимовку под охрану и поедем домой, – говорит Виктор Пономарёв. – Но перед этим всё закроем и сольем всю жидкость из систем.
    Добавим, что транспортная прокуратура Нового Уренгоя занялась вопросом невыплаты зарплаты речникам. Как сообщает «НГС.Омск», у «Компании «Север» нет средств, чтобы экипаж добрался домой. На это нужно около ста тысяч рублей. И. о. управляющего «Севером» Оксана Попова сообщила, что деньги появятся только после продажи теплоходов.

    Прямая речь

    СПАСИБО ЖУРНАЛИСТАМ, ПОДНЯЛИ ВСЕХ НА УШИ!

    Виктор Пономарёв, капитан:

    – За 46 лет, что хожу по сибирским рекам, такое безалаберное отношение со стороны судовладельца вижу впервые. Обещали одно, а на деле пришлось вести борьбу за выживание экипажа. Стыдно признаться, но мы реально были на грани жизни и смерти. Горючего нет, питания тоже, а тут еще из Омска сообщают, что помочь ничем не могут. Спасибо ямальским журналистам, подняли на уши всех.

    Есть мнение

    «ЕЩЁ РАЗ ТАКОЙ ПАРОХОД ПОПАДЁТСЯ, ВСЁ БРОШУ И УЙДУ»

    Настоящим героем экипаж считает кока Евгения, которого все называют запросто – «Стряпуха».

    – Если бы не наш повар, мы бы точно вымерли, как мамонты. Каждый день он умудрялся что-то печь, из одной банки тушенки готовил и завтрак, и обед, и ужин, – говорит Виктор Пономарёв.
    Для Евгения это шестая навигация и, возможно, последняя:
    – Если такой пароход еще раз попадется, брошу всё и уйду. Очень тяжело, когда встаешь утром и элементарно не знаешь, что приготовить. Выворачиваешься из последних сил. Лепешку выпекал с добавлением картошки «Роллтон»… А куда деваться? Русский человек, он такой, из любой ситуации выход найдет. Надеюсь, всё осталось позади.
    Денис Рыбаков
    Денис Рыбаков

    Автор
    +7 (34922) 4-70-30
    rybakob16@gmail.com

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...