Экология по-честному: чего ждут от медиа дома и за рубежом | «Красный Север»
0°C

Общество

Экология по-честному: чего ждут от медиа дома и за рубежом

– А у вас северное сияние бывает? А полярная ночь такая же, как у нас, в Мурманске? – интересуется таксист, узнав, что пассажирка прилетела с Ямала. Про Салехард он не знает ничего, кроме того, что такой город есть на карте. Впрочем, он не единственный. 


Даже среди журналистов нашлись те, кто не с первого раза запомнил название. Однако большинство слышали о «Ямал СПГ», Сабетте и танкерах, о вкуснейшей рыбе, не такой как в Мурманске.

Примеры показательны тем, что хотя мы все и относимся к Арктической зоне РФ, но соседей по экстремальным широтам знаем недостаточно хорошо. Что тогда говорить о зарубежной аудитории, в сознании которой давно сформировалось клише: Россия – агрессор, погрязший в экологических проблемах, угрожающих всему человечеству. А ведь узких мест – и по ту сторону морей и океанов предостаточно. 

Не слышат или не слушают?

В повестку форума организаторы внесли вопрос о новых вызовах и новой журналистике Баренцева региона. Правда, участников с мест, в том числе и представителей самой Мурманской области, оказалось не много. Не было участников и от местной власти. Тем не менее, разговор состоялся.

По мнению Тимофея Суровцева, руководителя Центра экологического консалтинга и мониторинга «ПОМОР», российские СМИ активно стремятся выйти на международную арену, используя для этого всё больше языков. Но, к сожалению, этого не скажешь о Баренцевом регионе. Здесь правила игры диктуют норвежские и финские медиа, активно использующие русскоязычные ресурсы, завлекающие аудиторию в соцсетях конкурсами, лотереями и транслирующие не всегда дружественную для России политику. 

По его словам, форум должен помочь тому, чтобы голос российских журналистов стал сильнее, а доверия к нашим новостям за границей – больше. 

Рыбные заводы одни, но «пиарятся» по-разному

Как разнится медийная повестка у них, за рубежом, и у нас, рассказал Сергей Шахидшанян, шеф-редактор ассоциации «Эко-Пресс». Летом в Норвегии он встречался с независимым правозащитником-экологом Куртом Оддекалв, который, сравнивая рыбозаводы на родине и в России, назвал их одинаковыми. Но при этом норвежские создают себе очень хороший пиар, «а у вас в стране нет людей, которые говорят о том, что не всё так уж плохо. Вы либо молчите, либо  говорите о том, как всё плохо», – передал эксперт слова иностранца. 

Сергей Шахиджанян подчеркнул, что одна из целей форума – организовать профессиональный экологический пул, объединив не только федеральных, но и региональных журналистов.

Алексей Горев из «Эко-Пресс», анализируя мониторинг экотемы в скандинавских и российских СМИ, подчеркнул, что по обе стороны границ много общего, как в проблематике, так и в инициативах. Причем в России многие экологические проекты реализует именно ТЭК, правда, в СМИ об этом упоминается очень редко. Зато аудитории активно навязывается прозападный вектор.

– Баренцев регион уникален и требует от России такой же уникальной, более качественной, интернациональной журналистики. Сегодня необходим единый пропагандистский ресурс, который бы агрегировал на своей платформе усилия наших экологов, региональных СМИ и транслировал эту информацию на международном уровне, – предложил Алексей Горев.

Скандалы – в топе 

Эксперты не один раз заостряли внимание на том, что российские журналисты обходят стороной положительные примеры в решении экологических проблем в стране. Разница между вниманием к теме и ее подачей между отечественными и зарубежными СМИ – огромная проблема, считает помощник председателя Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Василий Ходяков.

Владислав Жуков, член экспертного совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, рассказал, что за последние семь лет интерес к вопросам экологии среди россиян увеличился с 5–6 до 60–70 процентов.

– Это значит, что экологическая повестка становится не просто фоновой проблематикой, которой интересуются граждане, а политической. С помощью этой темы сегодня можно формировать общественное мнение, манипулировать им, и что самое опасное – создавать истории социальных конфликтов, – подчеркнул эксперт, который считает, что медиа очень мало уделяют внимания достоверной экологической информации. – В итоге мы не формируем конструктивный гражданский диалог, в котором СМИ являются основополагающим модератором. 

Екатерина Пшенцова / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Екатерина Пшенцова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

По мнению экспертов, за рубеж нужно транслировать не только мощь и экономические достижения

российского стратегического региона, но и достоверную информацию об экологии

КСТАТИ

Пресс-центр ищет новых авторов

Экологическая журналистика в стране только начинает развиваться. В топе – скандалы, среди положительных публикаций – скучные статьи…

Представители региональных СМИ, присутствующие на форуме, возразили экспертам: на местах об экологических проектах говорят намного чаще и подробнее. Да и обвинения в однобокости и скандальности в подаче информации нельзя проецировать на всех.

Тем не менее, хорошие материалы чаще получаются скучными, считает руководитель «Экологического пресс-центра» в Общественной палате РФ Владислава Ковалевская. Она рассказала, что пресс-центр появился по требованию времени, в него входят эксперты и журналисты, представители власти и общественности.

Еще одна цель пресс-центра – объединить организации юных активистов-экологов, которые работают во всех регионах и не обмениваются информацией. 

Пресс-центр провел для мурманских студентов, постигающих азы журналистики, конкурс профмастерства. Лучшие получили призы и обещание, что их будут привлекать в качестве авторов. 

МЕЖДУ ТЕМ

Мурманчане ввели «широтную» торговую марку

Новый бренд поможет продвижению продукции северных территорий 

и их сотрудничеству.

В Мурманске уже есть товары, которые продаются под брендом «Сделано в Арктике». Опыт предлагают распространить и в других северных регионах. Об этом рассказал на форуме Денис Лашин, представитель Молодежной общественной палаты при Мурманской областной думе.

– Этой торговой маркой мы хотим не только поддерживать местных производителей, но и позиционировать Арктическую зону как внутри Российской Федерации, так и за рубежом, – сказал он. 

Денис Лашин отметил, что уже есть договоренность с Почтой России о доставках арктической продукции под заказ клиентов. По его словам, интерес к проекту проявили и на Ямале. 


0

0

0

0

0

0



Темы