Гигантские сани грузоподъемностью 60 тонн – не фантастика, а ближайшее будущее Арктики и Антарктики | «Красный Север»
0°C

Общество

Гигантские сани грузоподъемностью 60 тонн – не фантастика, а ближайшее будущее Арктики и Антарктики

Российские ученые и производители представили уникальную платформу, предназначенную для перевозки грузов наземным способом на расстояния порядка полутора тысяч километров в экстремальных природных условиях крайних широт.


Презентация состоялась 1 ноября в Санкт-Петербурге, на площадке завода по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» 

Для сравнения: 60 тонн – это вес шести жилых 4-местных бочек или 72 кубометров арктического дизтоплива с высокой плотностью, или одного промышленного бульдозера тяжелого класса, к примеру, «Четра Т-35», или загруженного «под завязку» 31-метрового Боинга 737-500.

Экспериментальный образец уже передан заказчику. В разобранном виде он погружен на судно «Академик Фёдоров» и в настоящее время транспортируется из Санкт-Петербурга к месту испытаний – Антарктиде.

Конструкция состоит из жесткой металлической рамы размером 10 на 12 метров с высокопрочным полимерным настилом, куда можно монтировать любой тип груза. Эта деталь – самая большая в мире и по габаритам, и по грузоподъемности. Рама закрепляется на восьми 12-метровых амортизирующих баллонах с воздухом. Они будут гасить колебания и обеспечат плавность хода.

Необычные рессоры изготовлены в Москве. Нижний скользящий слой собран из огромных пластин сверхвысокомолекулярного полиэтилена, выполненных по специальному заказу в Красноярске. Используемый материал обладает высокой стойкостью к ультрафиолетовому излучению, низким температурам, имеет очень низкий коэффициент трения. Обычно из него делают искусственный лед.

– Для разработки этого уникального транспортного средства была создана большая инжиниринговая компания, которая в течение трех месяцев проводила научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, – рассказала корреспонденту «Красного Севера» представитель одного из участников проекта, исполнительный директор ООО «Балтийская химическая компания» Елена Львова. – Требования, предъявляемые к конструкции, порой казались несовместимыми: с одной стороны сани должны выдерживать огромные нагрузки при растяжении, сжатии, скручивании; с другой – быть достаточно эластичными, чтобы после преодоления препятствий принимать первоначальную форму. В команду разработчиков вошли представители разных областей науки и производства. Специалисты «Политех-Инжиниринга» сделали для завода 3D-двойника будущих саней. В программу ввели множество факторов, влияющих на поведение саней в реальных условиях Антарктиды (экстремально низкие температуры, сильно разреженный воздух, ледяные заструги и торосы, подъёмы и спуски), а также свойства полимерных композитных материалов. Проектировали новинку в политехническом университете. К созданию полимерных материалов привлекли несколько научных институтов. Воплотили идею на заводе имени «Комсомольской правды». Наше предприятие занималось закупкой материалов для изготовления деталей платформы.

От идеи до реализации прошло четыре месяца. Скоро начнутся испытания. В качестве тяговой силы выступят три мощных трактора, давно проверенные в условиях Севера


0

0

0

0

0

0



Темы