-1...1°C

Цифровое ТВ
16+
  • Глубина отпускает тайну полярного конвоя

    01.11.2014 01:04:13

    Глубина отпускает тайну полярного конвоя

    Марина Раскова» и «Александр Сибиряков» вышли на связь с поисковиками. Ночью (Эксклюзивные фото)

     

    Мало кто верил, но факт: в Карском море определены точные координаты места гибели пароходов, потопленных фашистами в годы Великой Отечественной войны.

    Известный краевед, исследователь Сергей Шулинин впервые поделился с «КС» планами по поиску «Марины Расковой» и других судов-участников полярных походов летом («На ход событий повлияли мешки с мукой»).

    И вот теперь он эмоционально рассказывает об экспедиции, о первых впечатлениях, когда на мониторе компьютера показались знакомые очертания. «Рыбка», так между собой экипаж называет эхолот, передавала информацию со дна Карского моря. Те самые заветные сигналы поступили в ночную смену.

    – «Марину Раскову» мы нашли, переходя с одного галса на другой, как раз на развороте. Причем это, наверное, чья-то рука нас вела, – вновь ощущая волнение, пережитое в тот момент, делится подробностями поисковой операции Сергей Шулинин. – Потому что мы немного неправильно пошли на разворот, и в этот момент на экране появилось судно.

    – Нет сомнений, что останки именно того парохода, что мы искали, потому что нет данных о потоплении в этом месте других судов. Это касается и «Сибирякова».

    В ближайшее время в навигационные карты будут внесены изменения. Запись «положение сомнительно» заменят на точные координаты места, где покоятся суда. На руках у команды были всевозможные документы с координатами кораблей. Оставалось проверить, верные ли они.

    – В ходе экспедиции опровергнуты все ранее известные координаты мест гибели кораблей, в том числе нанесенные и на навигационные карты, – отмечает Сергей Шулинин. – И другие координаты, которые выдвигались историками, тоже не подтвердились.

    Так, наиболее точными и близкими к настоящему местоположению «Сибирякова» оказались сведения, зафиксированные во время войны на картах противника.

     

    В ГОСТИ – К ИЗБЕЖАВШЕМУ ПЛЕНА

    За время экспедиции, которая длилась с 17 по 26 сентября, судно «Спасатель Заборщиков» прошло 1800 миль. Путь лежал от порта Сабетта до острова Белуха.

    К каменному пятачку близко, к сожалению, подойти не удалось. Штормило. Однако этот необитаемый остров имеет прямое отношение к истории ледокольного парохода «Сибиряков». И в следующий раз, а об этом чуть позже, поисковая команда намерена на него сойти обязательно. Именно на нем, в старом деревянном маяке, больше месяца ждал помощи кочегар. Павел Вавилов спасся после трагического боя с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Он оказался единственным выжившим, кому удалось избежать плена.

    – Еще предстоит выяснить количество пассажиров судна. На данный момент эти цифры разнятся. В ходе поисково-информационной операции установлено, что на борту находилось 99 человек. Хотя в разной литературе указано и сто, и сто два, и сто четыре, – отмечает исследователь. – По данным немецких архивов, в плен попали двадцать два человека. У меня на руках сейчас список из двадцати одного. Вернулись на родину тринадцать.

    После войны Павел Вавилов остался верен Арктике. Служил на флоте. Работал на ледоколах.

    А недавно, кстати, установлена связь с родственниками капитана ледокольного парохода Анатолия Алексеевича Качаравы.

     

    ВСЁ – ВПЕРВЫЕ

    Эта экспедиция для Сергея Шулинина стала настоящим подарком судьбы. Еще в начале года он и представить не мог, что отправится в море. Поход состоялся благодаря «Фертоингу». Питерская компания все расходы взяла на себя. В поисковый отряд вошли четыре человека. В итоге путешествие получилось уникальным не только по финалу, близкому к сенсационному. Как утверждает он, подобных результативных походов в Карском море ранее вообще не предпринималось.

    – Рассказывая о поисковых работах, в каждом предложении можно употреблять слово «впервые». Впервые проводились, впервые такого масштаба, впервые найдены такие суда. Они вошли в историю Арктики, в историю Великой Отечественной войны, в историю внутренних арктических конвоев, – перечисляет Сергей Владимирович. – Большая часть истории Ямала связана с морскими транспортными путями. Кстати, «Сибиряков» первым прошел за одну навигацию Северный морской путь.

    На блестящий результат морского этапа повлияла огромная работа, проделанная на суше. Сергей Шулинин долгие годы по крупицам собирал и анализировал информацию по обоим судам.

     

    korabl raskova

    «Марина Раскова»

    korabl sibiryakov

    «Александр Сибиряков»

     

    korabl sibiryakov boi

    Немцы наблюдают, как тонет подбитый ими «Александр Сибиряков»

     

    ПОГРУЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

    Эта экспедиция – первая, но не последняя. О том, что в следующем году пройдет вторая, Сергей Шулинин рассказал в четверг, 30 октября, на пресс-конференции. Он отметил, что желание исследователей вернуться в квадраты, где находятся корабли, поддержал губернатор округа. В рамках экспедиции запланированы не только гидросъемка объектов, но и водолазные работы. Предметы, поднятые со дна, должны подтвердить имена кораблей.

    Пока речи о поднятии самих судов со дна моря не идет. Но планируется во время погружений прикрепить к бортам кораблей мемориальные плиты.

    Самое благоприятное время для плавания – конец лета. Решить организационные вопросы предстоит до августа. Исследователь уверен, что всё получится. Ведь как научил думать капитан судна «Спасатель Заборщиков»: «Удача копится».

     

    КНИГИ УЧЁТА ФРОНТОВИКОВ ПЕРЕДАНЫ В АРХИВ

    Основным этапом реализации проекта «Карские экспедиции» станет 2015 год. Однако и в этом году участники и активисты проекта времени даром не теряли.

    Одним из самых звучных мероприятий в рамках проекта «Карские экспедиции» стала установка мемориальной звонницы «Колокола памяти» на часовне острова Белого. Один из колоколов, к слову, звучит в память БД-5, погибшего в годы Великой Отечественной войны у берегов Ямала. Кроме того, ямальские и тюменские экстремалы совершили мотопутешествие к берегам Карского моря, чтобы почтить память пассажиров и команды арктического конвоя. Творческое объединение Нового Уренгоя «Северная сцена» инициировало постановку спектакля. В качестве темы для включения в проект также была предложена экспедиция в Пуровском районе по поиску обломков военно-транспортного самолета, потерпевшего крушение во время Великой Отечественной войны. Примерные координаты известны.

    В рамках проекта на Ямале продолжается большая архивная работа. Из военного комиссариата службе архивов автономного округа передано 40 дел. Это книги учета мобилизованных, призванных и награжденных, а также книга учета погибших. Решается вопрос о реставрации и создании электронных копий для последующего внесения документов в окружную Книгу Памяти.

    Екатерина ЗОЛОТАРЁВА

    zolotareva_ks@bk.ru

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...