Гостиничный бизнес ждет звездная лихорадка | «Красный Север»
0°C

Общество

Гостиничный бизнес ждет звездная лихорадка

На вывеске «пять с плюсом», а на деле и одной звезды жалко. Благодаря новым правилам гостиницы 


не смогут приписать себе лишнее. По крайней мере, ради этого реформа и задумывалась.

С 1 июля все гостиницы, в которых больше 50 номеров, должны иметь подтверждение своей «звездности». 

Строптивых ждут штрафы

Регламент процедуры и требования к гостинице, претендующей на тот или иной статус, указаны в соответствующем постановлении Правительства РФ. Оно в свою очередь появилось в свет после изменения федерального закона о туристкой деятельности. 

Механизм подтверждения «звездности» довольно сложный. Во-первых, услуга платная, во-вторых, ее стоимость зависит от того, на какую из шести категорий претендует отель. Понятное дело, что чем ниже – тем дешевле. Первыми процедуру прошли гостиницы в городах, где проходил чемпионат мира по футболу.

Оценка выводится по множеству параметров. Учитываются различные нюансы, начиная от условий в номерах и заканчивая наличием бассейна и автомата для чистки обуви. По каждым критериям расставляются определенные баллы, потом выводится общая сумма и выносится вердикт. С первого раза гостиница может экзамен и не пройти. При положительном результате она получает свидетельство, а данные о ней вносятся в специальный федеральный реестр.

Поправки к закону принимались после широкого и бурного обсуждения. К примеру, нулевое чтение проходило в Общественной палате РФ еще в феврале 2017-го, сам закон принят спустя год. И сейчас общественники заявили, что будут мониторить ситуацию с присвоением звезд, Главная задача – исключить коррупционную составляющую и соблюсти баланс интересов. 

Результаты мониторинга передадут в Ростуризм и Минэкономразвития. Ведь уже до 1 января 2020 года процедуру должны пройти гостиницы, где есть не менее 15 номеров. А с 1 января 2021 года наличие подтверждающего «звездность» сертификата станет обязательным для всех отелей. А значит, нужно понимать, как сработала система на первом этапе.

За невыполнение требований для гостиниц предусмотрен административный штраф. Для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей. Для юридических – от одной сороковой до одной двадцать пятой части выручки за последний календарный год.  

Отельный звездопад начался

«Красный Север» узнал на примере двух ямальских городов, как переживают местные гостиницы «звездную» реформу.

Некоторые из салехардских владельцев как будто и не заметили существенных изменений: подтвердили статус еще до февраля 2019 года (именно тогда закон вступил в силу). В их числе гостиница «Арктика» и «Ямал». В первой 56 номеров, во второй – 67. «Арктика» имеет три звезды, больше руководство не хочет. Говорят, повышение звездности требует модернизации и сильно бьет по карману.

– Себестоимость наших услуг увеличивается, поэтому мы сами не хотим повышения рейтинга, – объяснила директор Людмила Галеева. Их звездный сертификат действует до февраля 2020 года – когда срок выйдет, уровень услуг нужно будет просто подтвердить.

Отель с названием региона тоже с неба звезд не хватает, а даже напротив – отдает. У «Ямала» на протяжении многих лет было два знака качества, но от них пришлось отказаться, так как гостиница старая и не совсем отвечает современным требованиям. Зато услуги предоставляет, как и раньше, на две звезды: это шампунь в номере, полотенце, замена белья раз в три дня и ежедневная уборка.

Но если одни просто отказываются от звезд, другие в принципе в будущее не заглядывают. 

– Какой сейчас год? 2019-й, так ведь, – напомнили в одной из частных гостиниц, и огорошили заявлением. – Мы не отель. До 2021 года, когда закон коснется всех, еще два года. Какие тут могут быть планы?

Руководство новоуренгойской гостиницы «АМАКС» свои три звезды подтвердили сертификатом заранее – в 2017 году. 

По словам директора Надежды Чернышевой, наличие такого документа – преимущество как для самого предприятия, так и для гостей.

– Это отличная гарантия предоставления заявленных услуг для людей, желающих заселиться и получить тот набор комфорта, который они могут себе позволить, – отметила Надежда Чернышева. – А мы можем спокойно работать, зная, что ничего не нарушаем, и защищены законом.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Сочинская 5* тянет на турецкую 4*, а крымская – на 3*

Сотрудник тюменского турагентства честно признался «Красному Северу» – о новых законах он ничего не знает. 

– Если говорить конкретно про российские отели, то чаще всего они не соответствуют заявленной звездности. Есть туры, где отель с тремя звездами, на деле там и одной не дашь ни по питанию, ни по уборке. Гостевым домам, а их у нас в разы больше, вообще без разницы – что есть, тем и пользуйся. И цены на них в высокий сезон часто завышены. При этом у нас есть база хороших российских отелей в Сочи и Крыму, которые не стыдно предложить туристам. В процентах не скажу, сколько их, мы такой статистики не ведем, но их немного, – сообщил сотрудник агентства, пожелавший остаться инкогнито.

Наш собеседник также отметил, что клиенты его агентства российские курорты не жалуют. Туда едет лишь 15–20% отпускников. При этом сочинские пакеты расходятся лучше, чем крымские. Во-первых, отдых в Крыму выходит дороже из-за того, что лететь на полуостров дальше, во-вторых, отели там похуже. Для наглядности мы предложили оценить крымский и сочинский пятизвездочные отели по турецкому стандарту. Сочинскому наш собеседник дал четыре турецких звезды, а крымскому всего три.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Без оглядки на «звездность» 

Опытом поиска отеля поделилась жительница Ямала.

Выбор места отдыха, точнее времяпровождения между полетами для Натальи – дело серьезное. Поэтому прежде, чем заняться поиском авиабилетов, девушка тщательно выбирает гостиницы, в которых может провести сутки, а то и более.

– У меня есть проверенные сайты, на которых указаны отели и гостиницы, частные кемпинги, а также квартиры под аренду для приезжих, – рассказывает путешественница. – Я внимательно рассматриваю фото, вчитываюсь, не спеша, в ассортимент предложенных услуг и, конечно же, смотрю ценник. Больше всего акцентирую внимание на отзывах, а вот звездочки для меня не являются гарантией качества. На них смотрю в последнюю очередь.

При этом Наталья, считает, что официальное подтверждение звездного статуса должно быть в любой гостинице, ведь оно может стать бесценным для постояльцев, если возникнут конфликтные ситуации.

– Мне довелось как-то в одной из гостиниц стать свидетелем спора владельцев кемпинга и отдыхающих, – продолжила девушка, – Люди как раз ссылались на то, что не получают услуг, заявленных в «звездах», хотя заранее их оплатили… 

КОММЕНТАРИЙ

Главное, чтобы все было по-честному

По мнению Льва Крошкина, директора АНО «Центр развития социального и культурно-познавательного туризма», само положение о классификации хорошо проработано, чего не скажешь об аналогичных механизмах в некоторых европейских странах. К примеру, во Франции максимум для гостиниц «четыре звезды +», а в Италии – есть еще и система ключей, что непонятно для впервые приезжающих туристов. Российская классификация более понятна, однако есть и риски.

– У нас в стране существует более ста аккредитованных организаций и некоторые из них недобросовестно выполняют свою работу. Ведь услуга платная и кое-кто, чтобы получить дополнительные деньги, идет против правил, не замечает несоответствия и присваивает более высокую категорию гостиницам, – отметил Лев Крошкин.

В целом он уверен, что если классификация остальных отелей не затянется, а нечистые на руку аккредитованные организации будут лишаться лицензии, новшество пойдет на пользу и рынку услуг, и потребителям.


Над темой работали: Екатерина Пшенцова, Анастасия Муравьева, Надежда Хабаза, Алсу Хайретдинова


0

0

0

0

0

0



Темы