ПРОИСШЕСТВИЯВ Шурышкарском районе с плашкоута исчез мужчина ОБЩЕСТВОЛабытнангцы хотят ловушки для комаров, парковки и мурал НОВОСТИНа Ямале три арт-резиденции появятся уже в следующем году ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде молодому человеку нечаянно выстрелили в голову ЗДОРОВЬЕЯмал вошел в пятерку регионов-«тяжеловесов» по количеству больных ожирением НОВОСТИВ Лабытнанги сошел со свай еще один дом ПРОИСШЕСТВИЯВ Надыме ищут пропавшего три недели назад мужчину ЖИЛКОМХОЗВ Салехарде открыли многофункциональную площадку НОВОСТИВ Салехарде капитально отремонтировали четыре километра дорог ОБЩЕСТВОТундровики обсуждают, какие меры поддержки нужны ОБЩЕСТВОШвейцарские студенты «читают» деревья на 501-й стройке ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде спасли мужчину с карниза многоэтажки ЭКОНОМИКАБуровики учились избегать айсбергов ОБЩЕСТВОВыключатели заменить, раритеты раздать. 95-летний ямалец оценил подаренный капремонт ОБРАЗОВАНИЕ«Школьные» вертолеты летят за учениками в тундру ОБЩЕСТВОБоди-арт, флешмобы и живая музыка: как на Ямале отметили День российского флага ВЛАСТЬНа Ямале провели тренировочные выборы НОВОСТИДмитрий Артюхов подвёл итоги большого автопробега по восточной части Ямала КУЛЬТУРАПолмиллиона на искусство. Творческие коллективы ЯНАО наградили грантами КУЛЬТУРАЯмальцы в Крыму попали на съёмки… Одессы ОБЩЕСТВОВетеран ВОВ из Лабытнанги не дождалась весточки от президента ЗДОРОВЬЕВ Роспотребнадзоре рассказали об эффективности вакцинации от гриппа на Ямале ЖИЛКОМХОЗДайджест Арктики: северные регионы готовятся к плановому потеплению НОВОСТИУчеба в декрете. Рассказываем, что такое «штраф на материнство» и как его избежать НОВОСТИСалехардцев из «поплывшей» двухэтажки временно расселят

  • И Арктика бывает комфортной

    13.10.2016 16:20:00

    И Арктика бывает комфортной из архива Александра Еликова

     

     

    Герой Книги рекордов поделился с читателями «КС» секретами выживания в условиях Арктики.

    У путешественника Александра Еликова длинный список рекомендаций. За каждой – личный опыт  и тысячи километров пути. В преддверии зимы-2017 его советы дорогого стоят и могут спасти кому-нибудь жизнь.

    Напомним, в середине марта наш герой и его напарник Андрей Меньшиков сделали то, что прежде казалось почти невозможным – доехали на серийном внедорожнике до мыса Челюскина – самой северной материковой точки России.

    Бросок на Север протяженностью 16 тысяч километров, с пересечением шести часовых поясов, еще долго будет будоражить умы автопутешественников-экстремалов. В мае это достижение пополнило копилку Книги рекордов России.

    – Будь то непродолжительная поездка по зимнику или, как в нашем случае, долгая экспедиция, нельзя просто так взять и отправиться в нее. Нужно готовиться заранее, а главное, проверить технику, – говорит Александр Еликов. – Прежде всего я изучил чужой опыт и особенности арктического бездорожья, проштудировал массу литературы, постарался просчитать нюансы непредвиденных ситуаций.

    БЕРИТЕ  БОЛЬШЕ  ТОПЛИВА

    Отметим, отдельные советы нашего собеседника развивают стандартные рекомендации МЧС. В первую очередь это касается темы энергообеспечения.

    Как рассказали «КС» в ГКУ «Ямалспас», минувшей зимой его специалисты 60 раз выезжали на зимники и оказали помощь 164 путникам.

    – В большинстве случаев люди сами виноваты в произошедшем, – говорит Максим Никифоров, начальник профильного отдела учреждения. – Часто, даже не дожидаясь официального открытия зимников, с минимальным запасом топлива они едут на Большую землю. Беспечность выходит боком: машина или глохнет, или застревает. В итоге, чтобы не замерзнуть, люди зовут нас на помощь…

    Хорошо, если есть сотовая связь, но как быть тем, у кого телефон разрядился?

    – Берите побольше топлива, – советует Александр Еликов. – Будет чем обогревать салон. И помните, безвыходных ситуаций нет…

    В его японском пикапе, несмотря на многочисленные заправки в пути, большая часть кузова отведена под емкости с ГСМ.

    И  ПАРНЫЕ  КОТЛЕТКИ НА  АРКТИЧЕСКОМ  ЛЬДУ…

    Самый частый вопрос, который задают путешественнику его знакомые: как можно месяцами жить в машине? Ведь это крайне неуютно – то душно, то холодно, и, самое неприятное, слишком тесно для спокойного сна.

    По словам нашего собеседника, достойный быт можно наладить везде, даже в машине.

    – Для комфортного сна мы укладывались на  откидывающихся передних сиденьях. А на задние, чтобы тело было в горизонтальной плоскости, подкладывали специально сшитые сумки, – говорит Александр Валерьевич.

    Между сумками располагался раскладной стол-пенал. Его торец джиперы приспособили под радиостанцию. Снизу установили преобразователь напряжения, доводивший автомобильные 12 вольт до уровня бытовой сети.

    Кстати, на всем протяжении пути путешественники питались домашней едой, которую разогревали или готовили в обычной мультиварке. Зимние поездки тем и хороши, что можно взять с собой массу уже готовых блюд в заморозке.

    А заморозили наши герои почти всё. В их естественном холодильнике были котлеты нескольких видов, пирожки, блинчики с начинкой. Также заранее сварили мясо небольшими кусочками и порционно их заморозили. Захотели суп или кашу с мясом? Нет проблем. От привычных консервов они отказались сознательно, да и металлические банки, помимо большого веса, занимают в багаже слишком много места. Кипяток из вместительного пятилитрового термопота также всегда под рукой.

    КАК  ОДЕТЬСЯ  ЗА  ДЕСЯТЬ  СЕКУНД

    В каждом походе Александр Еликов экспериментирует с экипировкой. Основная цель – достичь максимальной скорости переодевания и минимизировать потери тепла. Комфортная одежда бережет силы и поднимает настроение.

    – Благодаря различным новшествам мы получали от поездки только удовольствие, – отмечает собеседник. – Из множества мелочей складывался общий благоприятный фон. Помню, раньше было лень напяливать ватные штаны и доставать теплую обувь. В итоге пообморозишься и делать уже ничего не хочется, а потом и вообще простудишься. Теперь в нашем гардеробе только вещи, которые можно быстро надеть. 

    У путешественника несколько видов рукавиц. Он убедился на личном опыте: для работы в мороз лучше подходят перчатки из тонкой кожи с подкладкой из натуральной шерсти, а для заправки машины горючим нужны утепленные резиновые. И все они находятся в очень доступных местах, чтобы сразу взять и работать.

    – Уже и не помню, когда у меня последний раз руки замерзали, – смеется ямалец.

    БАРДАКУ  ЗДЕСЬ  НЕ  МЕСТО

    В салоне у каждой вещи свое место, всё разложено так, чтобы не пришлось останавливаться и перебирать груды поклажи в поисках важной мелочевки. 

    Специально для этого была сшита разгрузка на заднюю стенку. Стекла на окнах только прозрачные, никакой тонировки! Благодаря этому всегда можно видеть, что происходит вокруг. Это вопрос безопасности и… эстетики: арктические пейзажи нужно созерцать, а не прятаться от них. 

    – Ляжешь поудобнее, поставишь на столик кружку теплого морса с медом и наблюдаешь за северным сиянием. Так и засыпаешь. И этих приятных бытовых мелочей – масса, – говорит Александр Еликов.

    ОБУВЬ  ДОЛЖНА БЫТЬ  ТЁПЛОЙ И  УДОБНОЙ

    Особая роль в дальних поездках отведена обуви. Зимой приходится по многу раз выходить из машины, а потом обратно залезать в тепло. Часто под снегом стоит вода. Валенки, унты или войлочные сапоги на резиновой подметке для этого не подходят. Уж очень быстро они впитывают влагу. На этот случай у путешественников предусмотрена сменка из натуральной кожи.

      В зимние поездки Александр Еликов всегда берет по две пары обуви. Первая уличная – это обычные повседневные зимние сапоги на натуральном меху. Кстати, опыт предыдущих поездок вынудил отказаться от шнурков. С ними слишком много возни, кроме того, под них всё время набивается снег. Вторая пара – это сапоги со съемными меховыми вкладышами – унтятами.

    – Я весь день за рулем провожу в унтятах. А чтобы они не намокали, не стирались и не пачкались, для них сшиты чехлы из плотного водоотталкивающего материала, – говорит Александр Валерьевич.

    «ЛОХМАТАЯ»  УШАНКА  –  ПРИЧИНА КОНДЕНСАТА

    Ямалец и теплые штаны подобрал такие, чтобы даже с обувью на ногах легко снимались и одевались. И опять же это сделано исключительно для быстроты действий и удобства.

    – Да что там говорить об обуви, если к выбору идеальной шапки я шел долгие годы, – смеется путешественник. – Раньше предпочитал мохнатые ушанки, не обращая внимания, что в мех набивается много снега. В тепле он начинает таять, и на стекле машины появляется конденсат. Методом проб и ошибок пришел к выводу, что шапка должна быть в обтяжку, чтобы можно было сверху надевать капюшон. У нее должны быть липучки на ушах, потому что это самые удобные застежки и требуют на регулировку минимум времени и сил.

     

    Денис Рыбаков
    Денис Рыбаков

    Автор
    +7 (34922) 4-70-30
    rybakob16@gmail.com

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...