ЖИЛКОМХОЗВ Салехарде открыли многофункциональную площадку НОВОСТИВ Салехарде капитально отремонтировали четыре километра дорог ОБЩЕСТВОТундровики обсуждают, какие меры поддержки нужны ОБЩЕСТВОШвейцарские студенты «читают» деревья на 501-й стройке ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде спасли мужчину с карниза многоэтажки ЭКОНОМИКАБуровики учились избегать айсбергов ОБЩЕСТВОВыключатели заменить, раритеты раздать. 95-летний ямалец оценил подаренный капремонт ОБРАЗОВАНИЕ«Школьные» вертолеты летят за учениками в тундру ОБЩЕСТВОБоди-арт, флешмобы и живая музыка: как на Ямале отметили День российского флага ВЛАСТЬНа Ямале провели тренировочные выборы НОВОСТИДмитрий Артюхов подвёл итоги большого автопробега по восточной части Ямала КУЛЬТУРАПолмиллиона на искусство. Творческие коллективы ЯНАО наградили грантами КУЛЬТУРАЯмальцы в Крыму попали на съёмки… Одессы ОБЩЕСТВОВетеран ВОВ из Лабытнанги не дождалась весточки от президента ЗДОРОВЬЕВ Роспотребнадзоре рассказали об эффективности вакцинации от гриппа на Ямале ЖИЛКОМХОЗДайджест Арктики: северные регионы готовятся к плановому потеплению НОВОСТИУчеба в декрете. Рассказываем, что такое «штраф на материнство» и как его избежать НОВОСТИСалехардцев из «поплывшей» двухэтажки временно расселят ОБЩЕСТВОФотоконкурс «Живем на Севере»: со всех ног – за счастьем! ОБЩЕСТВОДепутаты Тюменской областной Думы в Сургуте выбрали маршруты для межрегионального детского туризма ОБЩЕСТВОГлавные события форума «Мед» будут транслировать в интернете ЗДОРОВЬЕВсе условия. Ямальцев ждут на диспансеризацию по вечерам и выходные ПРОИСШЕСТВИЯВ Новом Уренгое отправили за решетку группу наркоторговцев ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске двое детей укололись найденными на улице шприцами ЭКОНОМИКААналитики выяснили, сколько ямальцев терпеть не могут свою работу

  • Им снится ямальское небо

    02.08.2015 04:33:30

    Им снится ямальское небо

    В Тюмени открыли памятник авиаторам.

    Говоря «посвящается авиаторам Тюменской области», здесь, главным образом, имеют в виду летчиков и всех авиаторов, которые работали на Крайнем Севере.

    Благодаря авиации становление нефтегазового комплекса Западной Сибири удалось ускорить в несколько раз. Перегруз, погода не по прогнозу… Часто бывало, к трагедии приводил неоправданный риск – этот памятник и тем, кто не сумел завершить полет. Два авиатора на фоне силуэта самолета символизируют связь поколений: один в унтах и шлеме, ему выпало осваивать первый российский серийный самолет-амфибию «Ш-2» и летающую лодку «Каталину» в 30-х годах, рядом пилот в современной форме.

     

    ГЕРОИ МОГУТ ВСЁ

    Объять необъятное и поставить памятник всем авиаторам – наземным и летным службам – как снова увидеть землю с высоты птичьего полета, это оказалось под силу Герою России Владимиру Шарпатову. Еще в марте накануне своего 75-летнего юбилея он рассказывал, что не знает, сколько еще в его столе пролежит картинка макета скульптурной композиции, напоминая о задумке, потому что денег на памятник нет. Теперь я верю – герои могут всё.

    О заслуге гражданской авиации в скорых темпах освоения тюменского нефтегаза рассказал первый секретарь обкома партии Геннадий Богомяков. Результатом дружбы с авиаторами и заводчанами стали вертолеты «Ми-6» и блочные буровые установки. Больше не надо было ждать холодов, чтобы построить зимник и перетащить буровую к новой скважине. На целый год быстрее было завершено строительство нефтепровода Усть-Балык – Омск, благодаря специальным самолетам, которые доставляли трубу из Омска в Демьянку.

    Геннадий Зайцев рассказал, как на «Як-40», при видимости 50 метров в минус 53, он доставил в Уренгой Председателя Совета министров Алексея Косыгина, работяги встречали большое начальство в расстегнутых куртках. На призыв застегнуться – мороз же – авиаторы возразили: «Ну какой это мороз, ветра-то нет».

    – Тяжелая была служба у наших технарей и инженеров. Я вспоминаю, как в Тарко-Сале в мороз под 50 градусов техник снимает масляный фильтр и моет его в бензине. Я ему говорю: что ты делаешь?! Он отвечает: командир, это не твое дело, ты иди, готовься к полету. Вот такие железные люди трудились в то время, – рассказал ветеран.

     

    ПЕРЕГРУЗ – ДЕЛО ОБЫЧНОЕ

    Командир летного отряда Фёдор Иванович Панов на митинге держал табличку «Ветераны гражданской авиации, г. Салехард». Последние двадцать лет он на земле, отлетал – 38. Говорит, весь его организм пропитан авиацией, ямальское небо снится всё время, ночи без сна про полеты он может пересчитать по пальцам. По привычке и сейчас, когда летит пассажиром, всегда моделирует ход полета.

    – Особенно на посадке всё анализирую: вот это он не так сделал – грубовато приземлился, надо было еще чуть-чуть уменьшить скорость и чуть-чуть увеличить угол атаки… мог бы мягче приземлиться…

    Свое мастерство Фёдор Иванович и его отряд зачастую оттачивали в экстремальных условиях. Сколько техника перевезла грузов сверх установленной нормы – сосчитать вряд ли кто возьмется.

     – Не делать этого в те годы было невозможно. Как-то перебазировали буровую, меня грузят и грузят. Я уже командиру говорю: «Всё, хватит!» А он в ответ: «Дорогой, 12 человек я здесь не оставлю, минус 30 на улице, балки уже увезли». Ну что делать?.. А каждый со своим идет. У сварщика аппарат килограммов на 150, дальше еще и еще… Как их не взять? Мобилизовал весь свой опыт и знания в летном деле. Перегрузки были постоянно... у всех.

    Сейчас командиру Панову 81 год, по сей день он с легкостью водит автомобиль. Проходя очередную медкомиссию, на вопросы врачей всегда отвечает: «На вертолете было сложнее, водить машину куда проще».

     

    Алсу ХАЙРЕТДИНОВА

    alsu_x@mail.ru

    Фото автора 

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...