НОВОСТИВ Салехарде капитально отремонтировали четыре километра дорог ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде спасли мужчину с карниза многоэтажки ЭКОНОМИКАБуровики учились избегать айсбергов ОБРАЗОВАНИЕ«Школьные» вертолеты летят за учениками в тундру ОБЩЕСТВОБоди-арт, флешмобы и живая музыка: как на Ямале отметили День российского флага ВЛАСТЬНа Ямале провели тренировочные выборы НОВОСТИДмитрий Артюхов подвёл итоги большого автопробега по восточной части Ямала КУЛЬТУРАПолмиллиона на искусство. Творческие коллективы ЯНАО наградили грантами ОБЩЕСТВОВетеран ВОВ из Лабытнанги не дождалась весточки от президента ЗДОРОВЬЕВ Роспотребнадзоре рассказали об эффективности вакцинации от гриппа на Ямале ЖИЛКОМХОЗДайджест Арктики: северные регионы готовятся к плановому потеплению НОВОСТИСалехардцев из «поплывшей» двухэтажки временно расселят ОБЩЕСТВОФотоконкурс «Живем на Севере»: со всех ног – за счастьем! ОБЩЕСТВОДепутаты Тюменской областной Думы в Сургуте выбрали маршруты для межрегионального детского туризма ОБЩЕСТВОГлавные события форума «Мед» будут транслировать в интернете ЗДОРОВЬЕВсе условия. Ямальцев ждут на диспансеризацию по вечерам и выходные ПРОИСШЕСТВИЯВ Новом Уренгое отправили за решетку группу наркоторговцев ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске двое детей укололись найденными на улице шприцами ЭКОНОМИКААналитики выяснили, сколько ямальцев терпеть не могут свою работу НОВОСТИЮную салехардку будут два месяца ставить на ноги в Челябинске ПРОИСШЕСТВИЯВ Челябинске задержали мошенника, похитившего у ноябрянина 100 тысяч НОВОСТИВ Салехарде появилась экспериментальная разметка из пластика ОБЩЕСТВОНа День города в Новый Уренгой приедет певец лейбла Black Star ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске байкер на скорости вылетел из седла НОВОСТИДети мерзнут. На Ямале досрочно начался отопительный сезон

  • Как гонец за пушниной распечатал ямальское небо

    12.10.2015 08:15:58

    Как гонец за пушниной распечатал ямальское небо

    Пилот, посадивший в Салехарде первый самолёт, впоследствии стал… национальным героем Норвегии.

     

    Всё когда-то происходит в первый раз. Судьба человека полна таких событий. Многие из них забываются, но некоторые попадают в «золотой фонд» биографии. А если Ямал представить не территорией, а мальчишкой, который вырос у нас на глазах? Вот это получится история! Сколько людей вложили в него душу…

    В новой рубрике, посвященной юбилею округа, мы вспомним о самых ярких событиях, которые происходили на Ямале впервые. Мы расскажем о людях, которые в разные годы жизни Арктического региона сыграли роль первооткрывателей.

     

    ПЕРВЫЙ АВИАРЕЙС В ОБДОРСК

    1931-й год…

    В один из февральских дней над Обдорском, над рекою, раздался непривычный шум: будто бы загудело где-то вверху, в северном низком небе. Скоро среди облаков показался самолет.

    И обдоряне, и приезжие из тундры – все бросились к берегу.

    Сделав круг, летательный аппарат сел на ледяной покров русла реки. Это был знаменитый «АНТ-9» конструкции Туполева.

    Первый самолет, который совершил посадку на Полярном круге, – это событие, конечно, стало заметным, радостным для всех обдорян.

    Со временем сложилось представление, будто бы этот заполярный рейс был приурочен к открытию первого съезда Советов на Ямале. На самом же деле первый арктический перелет имел чисто практические цели – что, впрочем, ничуть не умаляет его значимости.

    Самолет прибыл в Обдорск за пушно-меховыми изделиями. Попросту говоря – за шкурками песцов и соболей.

    Дело в том, что к началу тридцатых годов молодая советская республика понемногу начала развивать торговлю – и с Америкой, и с Европой. Но процесс этот шел очень непросто.

    И вправду: в Советском Союзе – промышленность еще только вставала на ноги. А у капиталистов, наоборот – уже кризис перепроизводства. Встал вопрос: а чем с ними торговать?

    Оказалось, в таких условиях спрос у Запада будет в основном на русские меха.

    В 1930 году был создан Всесоюзный пушной синдикат (позже – ВО «Союзпушнина») для ведения внешней торговли пушниной на основе государственной монополии. Было решено проводить в Ленинграде международные пушные аукционы.

    На весну 1931 года намечалось проведение здесь Первого пушного аукциона.

    Западная печать начала кампанию против аукционов в СССР, призывала к их бойкоту.

    В этой связи газета «Известия» писала 10 февраля 1931 года: «Несмотря на кампанию заграничной печати против пушного аукциона в СССР, основная масса фирм безусловно учтет свои интересы и примет в нем участие...».

    Заявки подали больше полусотни компаний из 12 стран. Для проведения аукционов в Ленинграде был даже построен Дворец пушнины – это величественное здание, кстати, можно увидеть и сегодня.

    И тут оказалось, что на всех желающих русского меха не хватает… Конечно, немалые запасы пушнины имелись в Обдорске… Но – как доставить в Ленинград этот ценнейший груз в кратчайшие сроки?

    Было принято решение: отправить в Обдорск самолет. Для полета на Ямал выбрали «АНТ-9» – тот самый летательный аппарат, который был создан выдающимся авиаконструктором А.Н. Туполевым.

    Пилотировать эту машину доверили летчику И.В. Михееву.

    Самолет пролетел по маршруту: Москва – Казань – Тобольск – Самарово – Обдорск и обратно. И к нужному сроку ямальская пушнина была доставлена на международный аукцион.

    Об этом перелете и о летчике Михееве работники пушно-меховой отрасли и сегодня вспоминают с благодарностью.

    С Алексеем Лихановым, заместителем генерального директора ОАО «Союзпушнина», мы встретились в канун очередного аукциона.

    – В 2014 году состоялся юбилейный, уже 200-й по счету пушной аукцион. А скоро исполнится 85 лет с того дня, когда прошел Первый международный пушной аукцион в Ленинграде. Тогда на аукционе была продана почти вся выставленная на торги пушнина, причем ее цена на шесть-восемь процентов превысила уровень цен меховой продукции лондонских торгов того же года. Вообще надо сказать: эти первые в Советском Союзе торги прошли очень успешно – иностранцы купили девятьсот тысяч шкурок, а выручка от их продажи составила почти сорок процентов всех валютных поступлений советского государства.

    – И, конечно, – отметил А. Лиханов, – мы помним, что успеху ленинградского аукциона способствовала своевременная доставка пушнины с Ямала, из Обдорска. А это стало возможным благодаря мужеству замечательного полярного летчика Ивана Михеева.

    День, когда первый самолет приземлился в Обдорске, нынешнем Салехарде, это, безусловно, знаменательная дата в истории этого города на Полярном круге. Значима она еще и потому, что за штурвалом этого самолета был один из лучших советских полярных летчиков – Иван Васильевич Михеев.

     

    ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ, СМЕНИВШИЙ ПРОФЕССИЮ

    Он, Иван Васильевич Михеев, родился в самом конце 19-го века в Карелии. Повзрослев, работал кузнецом на гвоздильном заводе. Прошел Первую мировую войну.

    И, возможно, так бы и продолжал всю жизнь делать гвозди. Но оказавшись в Москве, он увлекся авиацией и поступил в Московскую школу воздушного боя и бомбометания. Совершив более двухсот вылетов, перешел в гражданскую авиацию. Тогда ему только-только исполнилось 25 лет.

    А вскоре молодой авиатор стал участником выдающегося перелета по трассе Москва-Пекин. Этот перелет вызвал восторженные отклики и в Европе, и, конечно, в Азии.

    Все самолеты, летевшие в составе этой авиаэкспедиции, имели собственные названия. На борту машины Ивана Михеева гордо красовалась надпись: «Правда». Перелет возглавлял прославленный летчик Михаил Громов.

    В составе экспедиции был еще один замечательный участник, знакомый каждому советскому телезрителю. Для съемки фильма в этот полет отправился Владимир Шнейдеров – в шестидесятые годы он станет ведущим знаменитой программы «Клуб кинопутешественников». (Фильм режиссера В. Шнейдерова с громким и гордым названием «Великий перелет», между прочим, сохранился до сих пор).

    Экспедиция с участием Ивана Михеева началась с торжественного митинга на Ходынском поле. Провожать самолеты в дальний путь собрались тысячи москвичей.

    Отважные летчики совершили перелет через всю Сибирь, впервые пролетев над Байкалом. Они добрались до Монголии. А потом с небывалым почетом советская экспедиция была встречена в Пекине.

    Газеты писали тогда: «Экспедиция одержала блестящую победу над огромным расстоянием и преодолела чрезвычайные трудности пути длиной почти в 7000 километров. Ею пересечены Урал, сибирская тайга, озеро Байкал, горы Забайкалья и Монголии, пустыня Гоби... Советская авиация и авиапромышленность дали новые доказательства своей технической мощи, а советские летчики – новое подтверждение своей доблести и искусства».

    За этот перелет Иван Михеев был награжден орденом Красного знамени.

     

    ПОЛЯРНЫЕ ТРАССЫ

    Уже в то время его, Ивана Михеева, стали привлекать полярные трассы. Он вылетал, например, на разведку тюленьих пастбищ в Белое море.

    Этот опыт однажды помог Михееву выручить из беды норвежских моряков.

    Сразу семнадцать кораблей потерпели бедствие в Баренцевом море. Норвегия обратилась к Правительству СССР за помощью. На поиски кораблей отправили экипаж Ивана Михеева. Он смог отыскать тонущие корабли в ледовых пространствах – где-то между островом Калгуев и мысом Канин Нос. А подоспевший на помощь ледокол «Малыгин» спас экипажи и вывел из ледового плена уцелевшие суда.

    Имя Ивана Михеева появилось на страницах скандинавских газет. Норвежцы считали русского летчика своим национальным героем. Однако громкая слава ничуть не вскружила голову карельскому кузнецу, который стал полярным летчиком высочайшего класса.

    Вероятно, это свойственно всем, кто прикасается к Северу. Он, Север, отсекая пустое и лишнее, – умеет сохранять главное в жизни: мужество, надежность, отзывчивость.

    А повод проявить эти качества не заставил себя долго ждать.

    …В Карелии есть районный центр – городок Пудож, затерянный среди озер и болот. Зимним вечером 1929 года молодая учительница начальной школы Александра Громцова возвращалась домой после районного совещания. Разыгралась пурга, и Александра угодила в занесенную снегом полынью. Только под утро ее нашли рыбаки и доставили в районную больницу.

    Вскоре стало ясно: учительнице срочно – очень срочно! – нужно лечение в специализированной ленинградской клинике.

    Жители Пудожа отправили в Москву телеграмму с отчаянной просьбой о помощи. В ответ в Карелию был направлен самолет. Пилотировал его полярный летчик Иван Михеев. Он забрал тяжелобольную учительницу и не без труда – страшная была метель! – посадил самолет в ленинградском аэропорту. Здесь уже стояла карета скорой помощи.

    «Полет этот как в техническом отношении, так и по метеорологическим условиям и самой цели своей был чрезвычайно труден. Однако летчик Михеев вследствие своей выдержки и опытности с честью вышел из всех трудностей и отлично выполнил возложенное на него задание, тем самым вписав еще одну страницу в книгу достижений нашей молодой советской гражданской авиации», – так высоко оценивал этот полет журнал «Вестник воздушного флота» (№ 4, 1929 г.).

    Сельской учительнице врачи сумели сохранить жизнь и здоровье. Окончив институт, она более тридцати лет работала в одной из школ в Московской области, была удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР».

    Теперь уже всем стало ясно, что Иван Михеев по праву входит в число лучших летчиков Советского Союза.

     

    ЕВРОПЕЙСКИЙ МАРШРУТ

    И летчик Михеев подтвердил это, совершив в этом же году – вместе с Михаилом Громовым – перелет по головокружительному маршруту: Москва – Травемюнде – Берлин – Париж – Рим – Марсель – Лондон – Варшава – Москва.

    – Конечно, этот перелет должен был выполнить и пропагандистские задачи, – рассказал нам директор Музея ОАО «Туполев» Владимир Ригмант. – Однако это была и замечательная возможность проверить летные качества «АНТ-9». Ведь в скором времени этой машине предстояло стать магистральным самолетом и выполнять регулярные пассажирские рейсы, в том числе и в Сибири.

    Этот перелет действительно стал европейским триумфом советской авиации. Первый серийный самолет авиаконструктора Туполева продемонстрировал свои лучшие качества. И более того, он показал мощнейший потенциал советского авиастроения.

    Не случайно в европейских столицах этот перелет был встречен с огромным интересом. А в Советском Союзе летчики Иван Михеев и Михаил Громов стали настоящими героями.

    Конечно, в этом свою роль сыграли и представители всесоюзной прессы – выдающиеся журналисты, которые сопровождали этот героический перелет. Среди них был Михаил Кольцов, основатель журнала «Огонёк», и Борис Ефимов, который станет известным карикатуристом. Кроме них, на борту «АНТ-9» присутствовал и корреспондент «Известий» А.Н. Гарри – он напишет об этом воздушном путешествии нескучную книгу «Чудаки над Европой» (с иллюстрациями Бор. Ефимова). Прославленный Михаил Громов многие страницы своих мемуаров «На земле и на небе» также посвятил этому перелету через всю Европу.

    Благодаря книгам, статьям и рисункам, благодаря многочисленным фотографиям в газетах и журналах престиж авиации и авиаторов был поднят на невиданную высоту.

    По всей стране были созданы авиакружки и аэроклубы, молодежь устремилась к штурвалам самолетов, устремилась в небо.

    А в основе всеобщего порыва советской молодежи тридцатых годов – порыва к освоению неба – был в том числе и героический перелет с участием Ивана Васильевича Михеева, того самого летчика, который в 1931 году посадил самолет на Полярном круге, в снежном Обдорске...

    Чтобы оценить по достоинству роль И.В. Михеева в развитии советской авиации, достаточно вспомнить торжественные события 18 августа 1933 года. Тогда в нашей стране впервые праздновался День авиации. В этот день Советское правительство наградило орденами большую группу летчиков, штурманов, авиамехаников... Но высшей награды – ордена Ленина был удостоен только один пилот. Это был Иван Васильевич Михеев.

     

    В НЕБЕ НАД МОСКВОЙ

    В мае 1935 года Москва готовилась к долгожданному событию: открытию первой ветки метрополитена. В честь этого было решено устроить в небе над Москвой показательный полет самолета «АНТ-20».

    Этот аппарат действительно поражал своими размерами. В самолете помещались радиоузел, фотолаборатория, телефонная станция на 16 номеров и небольшая типография для печатания листовок.

    Самолету дали имя – «Максим Горький». А пилотирование доверили Ивану Михееву.

    «Максим Горький» летел над Москвой в сопровождении двух других самолетов меньших размеров. Одним из них был истребитель «И-17». В какую-то минуту произошло неожиданное: истребитель задел крыло самолета-гиганта. «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке «Сокол» в районе аэродрома.

    Иван Михеев погиб. Ему было 37 лет.

    Он похоронен на Новодевичьем кладбище. Здесь же погребены другие члены экипажа и пассажиры – всего 44 человека.

    И сегодня можно увидеть это захоронение (участок №13). На памятной доске вместо эпитафии выбит текст сообщения ТАСС о катастрофе, случившейся 18 мая 1935 года. И есть полный список погибших. В этом списке значится командир самолета Иван Васильевич Михеев.

    Так увековечена память одного из лучших полярных летчиков, этого отважного человека, который на заре советской авиации совершил первый полет в дальний Обдорск.

    А газеты вскоре после трагедии опубликовали письмо семьи И.В. Михеева: «Дорогой товарищ Сталин! Дорогой товарищ Калинин! Дорогой товарищ Молотов! Мы, семья трагически погибшего летчика Михеева, жена, сёстры и брат, военный летчик, приносим вам и всей партии нашу глубокую благодарность за соболезнование, обращенное к нам. Мы благодарны за то, что вы разделили наше тяжкое горе. Мы клянемся еще лучше работать на строительстве нашей социалистической родины...».

    Мало кто знает, что на трагедию в московском небе откликнулся чудесный писатель и отважный пилот Антуан де Сент-Экзюпери. Он писал: «Эта трагедия не является одной из тех трагедий, которые могут заставить людей усомниться в своих силах. Не стало самолета-гиганта. Но страна и люди, его создавшие, сумеют вызвать к жизни еще более изумительные корабли – настоящие чудеса техники».

    …И когда в северном нашем небе вдруг покажется самолёт, и волшебная сила снова и снова заставит нас поднять голову, чтобы увидеть это привычное чудо, надо вспомнить эти слова. Надо верить в свои силы. И надо помнить тех, кто подарил нам эту веру – веру в себя.

    Пётр Казанцев

    Фото с сайта scalemodels.ru

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...