Как и два века назад, салехардский храм строят всем миром | «Красный Север»
0°C

Общество

Как и два века назад, салехардский храм строят всем миром

Может ли атеист строить христианский храм? А язычник, иноверец? Чем при этом они будут руководствоваться?


Однажды к первому за долгое время после революции приходскому священнику в Салехарде – отцу Зосиме (Горшунову) с этим вопросом обратились встревоженные прихожане храма Святых апостолов Петра и Павла. Вопрос был непраздный: «Как же так, батюшка, православный наш храм будут восстанавливать турки-мусульмане?» На что отец Зосима ответил резонно, что и мы, и турки – дети Божьи, а потому достойны участвовать в святом деле.

Этой же мудрой позиции придерживается и архиепископ Салехардский и Новоуренгойский Николай. Только теперь речь идет не о старом храме, а о новом, уникальном для Заполярья соборе Преображения Господня.

– Есть люди, которые не верят в Бога, – поясняет владыка. – Но мы с вами знаем, что память о добрых делах и подвигах живет вечно, достаточно посмотреть на всенародный подвиг нашей страны в Великую Отечественную войну. Разные люди, кто как мог, несли служение Родине, и это невероятно ценно для потомков. Что касаемо строительства собора, то замечательно уже быть причастным к чему-то большому и хорошему. Быть соработником чего-то светлого, что служит украшением городского ландшафта, – это стремление близко и атеистам, и они тоже жертвуют на строительство нашего собора. Ведь таким образом они создают особую атмосферу в городе и для себя, и для своих детей.

КУПЦЫ ПОМОГЛИ СОБРАТЬ ДЕНЬГИ НА КАМЕННУЮ ЦЕРКОВЬ

Краеведы знают, что первая салехардская церковь – Васильевская – строилась как за казенный счет, так и на пожертвования инородцев. Коренные местные жители, хотя бы даже и придерживались широких языческих верований, всё же понимали, что затевается в их краю нечто необыкновенное и грандиозное. И хотя Васильевская церковь ветшала, а потом разбиралась и перестраивалась заново, однако, сомнений не возникало: она должна была стоять на высоком берегу. Когда же стало ясно, что перестраивать деревянную церковь многажды весьма накладно, решено было воздвигнуть каменный храм. Интересно, что география духовных сооружений в Обдорске-Салехарде шла вслед за географией города: начиная с мыса и двигаясь далее вглубь.

Вероятно, когда речь зашла о строительстве нового каменного храма, жители села несколько перепугались, ведь примеров таких на Полярном круге они не знали, да и денег вся эта затея стоила немалых. Представьте себе, несколько сотен жителей должны были собрать меж собою средства на беспрецедентное для своего поселения строение.  Впрочем, тут свою финансовую лепту внесли тобольские купцы и рыбопромышленники, постоянно наезжавшие в Обдорск. Петропавловский храм сегодня можно считать и предтечей, и аналогом Преображенского Собора, так как строительство его шло так же медленно, и оно так же было абсолютно новаторским для своих широт.

ПРИХОЖАН  БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИТЕЛЕЙ СТАРОГО  ОБДОРСКА

Зато когда храм Святых апостолов Петра и Павла всем миром достроили, то и всё село преобразилось невероятно! Об этом можно узнать из заметок путешественника Носилова: «Два храма, один деревянный и другой, только что отстроенный, каменный, полуготической архитектуры, придают этому селу красивый вид. Обыкновенный сельский храм этот богато украшен иконами, между которыми видны дорогие серебряные ризы, украшения, свидетельствующие о религиозности жителей».

И вплоть до лета 1930 года действовал еще этот красивый, новаторский, всем миром воздвигнутый Петропавловский храм. Спустя 60 лет полуразрушенный, обезглавленный в годы советской власти храм был восстановлен. Но вот оказия! За эти 60 лет, что храм дремал в забвении, родное село преобразилось, выросло до размеров города, заселилось новыми переселенцами, как невольными, так и добровольными. Салехард резко продвинулся вглубь от реки, расширив границы, так, что новый храм, некогда бывший центром, сердцем крошечного села, вдруг оказался… на окраине разросшегося города. Да мало того. Сам  Петропавловский храм, и даже площадь перед ним, некогда вмещавшая всех жителей, оказались теперь до чрезвычайного малы для приема верующих в большие Двунадесятые праздники. По словам владыки Николая, более 700 человек по праздникам вмещают храм и площадь возле него. А ведь в 19 веке в Обдорске всего жило 500 человек народу. Город вырос (по числу жителей в 100 раз!) и городу понадобился новый собор, как понадобился когда-то сам Петропавловский храм – крошечному селу.

ГИМНАЗИСТАМ НУЖНЫ НОВЫЕ КЛАССЫ

В этой истории духовной жизни Обдорска-Салехарда поразительно еще то, что вокруг храма немедленно возникала какая-то образовательная, просветительская активность. Например, первым работу над каменным храмом в 19 веке начал священник Пётр Попов, и он же организовал в Обдорске первую школу для русских и инородческих детей, сам же там и учительствовал.

Одного взгляда на проект Преображенского Собора достаточно, чтобы понять: образовательная миссия при новом храме снова возродится, как и более века назад.

– Собор-то по площади застройки займет не более пятой части всего комплекса, – рассказывает архиепископ Николай. – Остальные постройки возьмут на себя функции духовно-просветительского центра. Во-первых, конечно, запланирована гимназия на 250 мест, хотя и это мало. У нас же в городе особая атмосфера – позитивная, заметили? Сколько детей! А в воскресную школу сколько идут! Уже 120 человек обучается, и мы из-за дефицита помещений просто отказываем в приеме остальным. Рождаемость растет и у приезжих, и у коренных. И даже при всем том внимании, что наш округ уделяет строительству и реконструкции школ,  мест-то в школах всё равно  не хватает. Вот я вам приведу пример. Недавно был в Красноселькупе, так там в прошлом году в первый класс пошли 94 ребенка. Для маленького райцентра это абсолютный рекорд, пришлось даже делать четыре первых класса! Или вот еще маленькое село Ратта на Верхне-Тазовской возвышенности. Двести с небольшим жителей, и одиннадцать первоклашек в 2016 году.

– Помимо гимназии в комплексе заложен духовно-просветительский центр, – продолжает владыка. – Там будет организована и работа молодежных клубов, и выставочная экспозиция, и библиотека, и центр социальной поддержки семьям, оказавшимся в трудной ситуации, и помощь коренным народам. Это продолжение той инородческой миссии, которая была здесь до революции. Тогда ведь многие выходцы из числа КМНС после учебы сами становились учителями.

Владыка Николай уверен, что Салехард будет расти и дальше. С развитием Северного широтного хода усилится приток приезжих специалистов. Преображенский Собор элементарно разгрузит и Петропавловский храм, и маленькую казачью церковь в остроге. Но всё же главное, по словам архиепископа, это то, какой архитектурной красотой прирастет древний Обдорск. Ведь нет стражей возле церкви, никто не воспрепятствует ни атеисту, ни инородцу, ни язычнику войти в храм и просто насладиться его красотой, получить эстетическое удовольствие от созерцания. И вдвойне это будет приятно, если человек будет знать: и он причастен посильной жертвой к этой красоте.

– На каждой литургии в храме Святых апостолов Петра и Павла поминаем мы с благодарностью «строителей храма сего», то есть всех, кто вложился в строительство. Молитва за строителей не оканчивается никогда, пока стоит храм, – подытожил владыка.


0

0

0

0

0

0



Темы