Лучшие пилоты хотят летать на «Сухом» в ямальском небе | «Красный Север»
0°C

Общество

Лучшие пилоты хотят летать на «Сухом» в ямальском небе

К маю в региональном парке будет 15 отечественных машин, до конца года – 25. Кого пускают за пульт управления супермашиной нового типа, «КС» спросил у командира эскадрильи Юрия Пуртова.


В КАБИНУ ПУСКАЮТ НЕ КАЖДОГО

Кроме административной работы, в ежедневном графике моего собеседника полеты на «Сухом» в Питер, Новый Уренгой, Салехард, Екатеринбург, Красноярск… Юрий Васильевич назначил встречу на обеденный перерыв. Оказалось, охотников застать его свободным и в этот час достаточно. Разговор то и дело прерывался звонками на мобильник. Командир лаконично отвечал: «Пусть присылает резюме. Хотел бы устроиться – не предметный разговор». Четвертый класс приветствуется, но с третьим тоже рассматриваем».

– В день по полсотни таких звонков, люди хотят к нам на работу, чтобы расти, переучиться на «Сухой». Должен сказать, у нас очень жесткие критерии отбора, несколько уровней собеседования, – говорит Юрий Пуртов.

Управлять «Сухим» учатся почти полгода, причем не люди с улицы – летчики высокого класса. Сначала кандидатов, которые прошли отбор, отправляют в Жуковский на предполетную подготовку. Потом их снова натаскивают и экзаменуют инструкторы авиакомпании, после этого пускают в кабину. Несколько рейсов кандидат наблюдает за пилотами, и только потом под контролем инструктора занимает рабочее место в экипаже.

– Освоить «Сухой» тяжелее, чем например, «Боинг» или «Аэрбас»?

– Они с «Аэрбасом» чем-то похожи, я как раз с французского самолета перешел на «Сухой», поэтому никаких затруднений не было. А у «Боинга» принципиально другая система управления. Там штурвал, который жестко связан с агрегатами управления, компьютер просчитывает действия и выдает рекомендации. В «Сухом» пилот задает параметры полета, компьютер их просчитывает и если оценивает, что этот угол атаки неприемлем или заданная скорость может привести к не очень хорошим результатам – выдает предупреждение. Если его игнорировать – не даст вылет, появится сообщение, мол, извини, ты сам себе плохо собираешься сделать – не надо, и я не буду этого делать, – «на пальцах» объяснял Юрий Васильевич.

Выходит, нынче и не скажешь – пилот сел за штурвал, чтобы не насмешить целую гвардию летчиков. По инструкции правильно говорить – «пилот занял рабочее место».

ВЕК БОИНГА ЗАКОНЧИТСЯ К ОСЕНИ

Сегодня в парке авиакомпании десять канадских «Бомбардье» – небольшие самолеты для перелетов, например, из Салехарда в Надым, девять «Аэрбасов» и десяток «Сухих», которые поступают в рамках президентской программы. До конца лета эксплуатируются последние «Боинги».

– Легко ли было расстаться с «французом», действительно ли так хорош «Суперджет», как о нем говорят? – я попросила командира ответить, положа руку на сердце.

– Если вспомнить, сколько копий переломано, сколько болезней было у «Аэрбасов», когда он начинал в 80-х – мама дорогая! Французы – молодцы, вылечили его на высочайшем уровне. «Сухой» тоже как ребенок – растет, есть и у него детские болезни, – начал командир. – На все сто в «Сухом» удалось управление. Возникали вопросы по системе кондиционирования – немного бы уровень шума снизить, это легко нивелируется заменой диффузоров на заводе. Нет такого, что мы бьемся и не можем победить.

Ямальская авиакомпания постоянно держит связь с конструкторским бюро. Завод отслеживает судьбу каждого самолета: какие отказы произошли, какой агрегат вышел из строя, в каких условиях работает самолет. Так создается база данных по эксплуатации, с ее учетом вносятся изменения.

Сейчас конструкторы рассматривают вариант «стрейч» модели «Сухого». За счет удлиненного фюзеляжа количество пассажиров вырастет со ста до 120. История с импортозамещением, вероятно, продолжится освоением самолета МС-21 иркутских авиастроителей, предположил Юрий Пуртов. Они придут на смену больших «Аэробусов». Летчики надеются, что новая машина порадует качеством и в ближайшую пятилетку они пересядут на них.

– Вы любого летчика спросите: на чем он хочет летать? Все скажут – на российском. Это вполне нормально – здоровая профессиональная оценка, может, есть и доля патриотизма, мы же все из поколения Павки Корчагина. И болеем за свою хоккейную команду, а не за канадцев. Здесь так же, всегда хочется свое, – подчеркивает собеседник.


0

0

0

0

0

0



Темы